Вторая статья для желающих начать летать самостоятельно.
Сегодня мы будем рассматривать варианты сжигания дохлых мамонтов (бензина) для приобретения кинетической энергии.
- Параплан
- Дельтаплан
- Планер
Моторный полет (под катом)
- Самолет
- Мотодельтаплан (дельталет)
- Паратрайк (аэрошют)
- Парамотор (карлсон, мотопараплан)
- Мотопланер
Первый раз за штурвал самолета я сел в 18 лет. До первого самостоятельного вылета налетал 25 часов и совершил около 100 взлетов и посадок. Сейчас мой суммарный налет на всем, что летает — порядка 400 часов. Это жутко мало, чтобы считать себя опытным пилотом, но достаточно, чтобы подсесть на “летную иглу”. Приглашаю и вас стать авиазависимыми.
[pathetic mode on]
У авиаторов есть такая поговорка — погоду надо ждать на аэродроме. Если её несколько переиначить, то можно сказать: Авиацию надо любить — летая.
[/pathetic mode off]
Говорить я буду про летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 600 кг, иначе эта тема станет бесконечной. В статье будет использовано сокращение ЛА, которое означает летательный аппарат.
Любой моторный ЛА — это всего лишь планёр с двигателем. Если в воздухе у вас откажет двигатель, то вы превращаетесь в пилота плохого планёра. И ваши шансы на спасение равны вашим навыкам.
Сейчас я постараюсь больше внимания уделить рискам полета.
В воздухе еще никто не оставался. Все возвращаются на землю. (с) народная мудрость
Что может случиться в полете (упорядочены по уменьшению вероятности):
- Отказ двигателяЭто может застать вас врасплох, если вы к этому не готовы. Если тренироваться — это не страшно. Нестрашный пример.Разрушители мифов даже проверяли.
- Ошибка пилотирования при взлете или посадкеОбычно означает недостаточный уровень подготовки или переоценку своих сил. Регулярные тренировки позволят минимизировать вероятность такого происшествия.
- Сложная метеообстановкаПогода не изменяется мгновенно. На 20 минут вперед ее вполне можно предсказать визуально, оценив динамику развития. А наличие мотора позволяет облететь плохую погоду или вернуться назад.
- Нарушение ограничений летательного аппаратаБольшинство ЛА имеют предельные параметры эксплуатации. Если вы их не знаете или не умеете их соблюдать, то вам еще рано летать без инструктора.
- Столкновение с наземными препятствиямиНаиболее часто врезаются в провода, т.к. их не заметно. Мне таких случаев известно довольно много. Многие с летальным исходом. Однако все инструкции запрещают полет над препятствиями ниже 50м. Если вы летите с огибанием рельефа — вы сами создали себе угрозу. Бывают неудачные аэродромы.
- Столкновение с другим ЛАБольшинство полетов происходят по правилам “визуальных полетов”. Это значит, что вы обязаны вертеть головой на 360 градусов для предотвращения этого. Столкновение наиболее вероятно в местах скопления ЛА. Не лезьте в толпу.
- Потеря ориентировки и, как следствие, посадка вне аэродромаНаиболее частая проблема у новичков. С воздуха земля выглядит совсем не так, как на карте. Даже имея в руках карту, можно заблудиться. Сейчас GPS спасает от этой проблемы, если он отказывает — проблем может быть много. Я летаю с двумя GPS-приемниками с независимыми источниками питания.
- Столкновение с птицейДа, бывает. Последствия такого столкновения аналогичны столкновению с птицей на автомобиле. Но и вероятность аналогичная.
- Ухудшение самочувствияЕсли перед полетом вы испытываете проблемы со здоровьем — не летите. Внезапное ухудшение самочувствия — довольно редкая ситуация.
Важные особенности моторного полета
- Чем меньше ЛА — тем более он подвержен воздушным потокам (в полете колбасит больше), но и тем больше свободы передвижения.
- Наличие двигателя требует внимания к показателям его работы и соблюдения регламента обслуживания. Забить на странный звук — рискованно. Например перегрев — это очень опасно.
- Наличие двигателя расслабляет. Возникает иллюзия, что в любой момент можно дать газу и улететь от опасности. Обычно это так, но если в этот момент откажет двигатель, можно наломать дров.
- Взлет имеет ряд особенностей:
- Если двигатель расположен в носу (тянущий винт), то создается гироскопический момент, который стремится развернуть самолет в сторону вращения винта. Его нужно компенсировать рулем направления.
- Если двигатель расположен сзади (толкающий винт), то разворачивать вас будет в противоположную сторону. Бывают факапы.
- Обычно есть несколько топливных баков. Переключаются они обыкновенным механическим вентилем. Можно неправильно переключить вентиль и даже при наличии топлива получить отказ двигателя в воздухе.
- ЛА могут продаваться в двух видах: как готовое изделие и как KIT-набор (авиационный конструктор “лего”). KIT-набор дешевле и можно (в теории) собрать самостоятельно, что дает возможности по кастомизации.
- Технически, летать возможно в любую погоду. Полеты в дождь и снег создают дополнительные риски, но пилот волен сам принимать решение о полете.
- В Европе уровень развития частной авиации как минимум в 10 раз выше, чем в СНГ. Например, в Англии 112 летных школ, а в Украине — 3.
- Большая авиация летает на специальных, авиационных, двигателях. Для малой авиации часто используются двигатели от газонокосилок, мотоциклов, снегоходов и автомобилей. Их надежность зависит от квалификации обслуживающего персонала. Авиационные двигатели стоят дороже.
- Многие двигатели работают на обыкновенном А-95.
- В моторных ЛА часто используют не индивидуальное средство спасения (парашют), а система спасения всего ЛА (большой парашют).
- Большинство учебных программ состоят из теории и не менее 40-45 летных часов.
Самолет
С этих ЛА начиналась авиация. Самолет братьев Райт как раз относится к этой категории. По сути это воздушный автомобиль. Можно пролететь над домами или набрать километр высоты и смотреть на землю свысока. Полная свобода действий! Полет на маленьком самолете ничуть не похож на полет пассажиром на большом.
Факты:
- Вес пустого самолета от 80кг до 300кг.
- Скорость от 50км/ч до 220км/ч.
- Цена нового от $40 000.
- Взлет с воды, снега или грунта. Взлетная дистанция около 150м. Можно меньше.
-
- В качестве спасательной системы используется парашют для всего самолета. Реально спасает.
- Расход бензина А-95 около 9л / 100км* (при отсутствии ветра).На расстояния в рамках запаса топлива перелет на самолете может быть дешевле, чем на авто, т.к. полет происходит по прямой и с аналогичным автомобильному расходом.
* — в авиации не измеряют расход топлива на 100 км. Все меряется в часах работы двигателя при различной мощности. Приведенная цифра является усредненным значением.
Плюсы
- Это реально самолет. Взял и полетел, куда нужно. Зависимость от погоды минимальна. Можно летать над облаками.
- Конструкция серийных самолетов отработана, много информации в интернете. Можно сделать с нуля что-то.
- В зависимости от двигателя самолеты могут набирать до 6000м. Выше 4000м человеку нужно кислородное оборудование.
- Самолет может сам рулить по земле. Это очень удобно, но всегда нужно учитывать наличие крыльев, т.к. ими легко зацепить что-то.
- При должной подготовке можно путешествовать через континенты и даже между ними.
- Можно купить KIT-набор (конструктор) и собрать его самостоятельно.
- Некоторые отлично умеют крутить пилотаж. И даже такие.
Минусы
- Это полноценный самолет, а значит на него требуются документы, (которые нужно регулярно продлевать) и пилотское свидетельство.
- Хотя самолет технически и может летать до 6000м, на практике в СНГ можно летать лишь до 900-1500м. Выше — нужно согласовывать. В разных странах законодательство отличается.
- При полете по маршруту вы обязаны иметь работающую радиосвязь и вести радиообмен с диспетчерами, что требует специфических навыков.
Медицинские требования
В Европе управлять самолетом может даже инвалид, в СНГ же требуется пройти реальную медкомиссию.
Но есть поговорка: медкомиссию не проходит только жадные или мертвые. Так что это не является непреодолимой проблемой. Ситуация потихоньку улучшается, и Европейские нормы приходят в наш мир.
Мотодельтаплан (дельталет)
Если проводить аналогию самолет=автомобиль, то мотодельтаплан=мотоцикл.
Есть и совсем новая тенденция nanoTrike — почти табуретка с мотором
Продолжая аналогию, это воздушный мопед.
Факты:
- Состоит из двух частей: дельтаплана (крыла) и тележки с мотором. Некоторые дельтапланы настолько универсальны, что могут быть использованы и для моторного, и для парящего полета.
- Вместо колес могут быть установлены поплавки для взлета с воды или лыжи для снега.
- Часто используется для авиахимработ.
- Как правило, кабина открыта.
- Вес пустого от 100кг до 300кг.
- Скорость от 50км/ч до 150км/ч
- Бывают 1,2-х и 3-х местные.
- Цена нового от 20 000$ до 100 000$
Плюсы:
- Достаточно универсален и компактен для хранения.
- Это почти полноценный транспорт.
- Более интуитивен в управлении, чем самолет, т.к. близок к велосипеду.
- Чувство полета более яркое, т.к. нет кабины.
- Из него можно прыгнуть с парашютом.
- Есть специальные летные школы, где можно научиться летать по специально разработанным программам.
- Все узлы легко доступны для обслуживания и ремонта.
- Может сам рулить по земле.
Минусы:
- “Ветер в харю, а я шпарю” — это про мотодельтаплан. Летать без закрытого шлема не очень комфортно, зимой — особенно. А с ним резко снижается обзорность и впечатления. Бывают извращенцы.
- Полет не столь комфортен, как в самолете.
- Летать надо в комбинезоне, т.к. даже если на земле жарко, от набегающего потока будет холодно, а чем выше — тем еще холоднее. А на земле в комбинезоне жарко.
- Инверсное управление. Для многих пилотов это очень не удобно, т.к. обратно самолетному.
- Более подвержен влиянию воздушных потоков. Сильный порыв ветра или восходящий поток может выбить ручку управления из рук.
- Нужно прикладывать физические усилия, чтобы лететь по прямой.
- В случае посадки/падения на лес вас ничто не защищает. Пример.
Парамотор (мотопараплан)
Это реализация идеи Карлсона. Одеть на спину двигатель и, используя параплан, лететь. Отличное хобби выходного дня.
Факты
- Вес двигателя от 7кг до 20кг.
- Скорость полета от 20км/ч до 60км/ч
- В качестве транспорта практически не используются.
- Обычно одноместные. Но тандемные полеты практикуют.
-
- Стоимость нового порядка 6000$.
Плюсы
- Если научились летать на параплане, научиться летать на парамоторе не сложно, а горизонты полета расширяются в разы.
- Низкий расход топлива.
- Чувство полета более природное, т.к. нет кабины.
- Низкая скорость взлета и посадки.
- Компактен.
Минусы
- Обучение происходит, только слушая инструктора на земле. Ошибки за вас никто не исправит.
- Методик подготовки пилотов не существует. Обучают действующие пилоты по своим индивидуальным программам.
- Если двигатель откажет в воздухе — ни аэродинамического качества, ни запаса скорости у вас нет. Посадка перед собой.
- Взлет и посадка с ног. Риск травмы.
- Для комфортного взлета требуется ветер.
- Крыло может схлопнуться в воздухе.
- Нужно обладать достаточной физической силой, чтобы взлетать и приземляться с двигателем за спиной.
- Назвать это транспортом сложно. Скорее развлечение.
Паратрайк (аэрошют)
Это смесь мотодельтаплана с парапланом. Т.е. взяли очень большой параплан, тележку от мотодельтаплана, переделали ее, соединили с парапланом — и получилось вот такое чудо.
Факты
- Вес пустого от 60кг до 150кг
- Бывают 1,2 и 3-х местные.
- Скорость от 25км/ч до 60км/ч
- Вместо колес могут быть установлены лыжи.
- Стоимость нового порядка 9000$.
Плюсы
- Малая взлетная и посадочная скорость.
- Экипаж находится внутри жесткого каркаса.
- Природное чувство полета.
- Удобно взлетать в штиль.
- В отличие от парамотора, вероятность схлопывания крыла ниже.
- На нем дешевле всего катать двух человек.
- Компактность транспортировки.
- Благодаря очень ровному полету с него часто проводят видеосъемку с воздуха.
- Это уже фактически транспорт. Некоторые улетают очень далеко.
- Можно летать над облаками.
Минусы
- Если он все-таки схлопнется в водухе — развернуть его может быть трудно.
- Нет школ, где были бы разработаны программы обучения. Научиться можно только у существующих пилотов, которые будут учить на свое усмотрение.
- Сам перемещаться по земле почти не может.
Мотопланер
Мотопланера можно условно поделить:
- С не убираемым двигателем. Это фактически самолет и для него актуально все, что написано выше.
- С убираемым двигателем. А вот это настоящий планер!
Двигатели бывают:
- Внутреннего сгорания.
- Электромотор.
- Реактивный двигатель. Или круче.
Плюсы
- Это планер, и у него есть страховка в виде мотора. Другие плюсы не важны.
Минусы
- Бывают только 1-о и 2-х местные.
- Современные весьма дороги.
- Небольшой моторесурс (сколько всего часов может отработать двигатель).
- Чувство наличия двигателя может загнать планериста в ситуацию, когда только двигатель может его спасти. А если он не запустится — быть проблемам.
Выводы
Главное: хотите научиться летать безопасно — начинайте с парящего полета.
- Самолет — это воздушный автомобиль. На нем можно перелететь из пункта А в Б.
- Мотодельтаплан — это мотоцикл или мопед.
- Паратрайк — это фан. Дальние перелеты на нем редкость.
- Парамотор — это возможность почувствовать себя
карлсоном и слетать к малышув небе максимально дешево. - Мотопланер — это полеты на планере без буксировщика и со страховкой.
Количество мифов и стереотипов об авиации крайне велико. Некоторые из них была сделана попытка развеять. И в завершение еще один момент.
Если вы считаете что полёты это удовольствие для богатых, то заблуждаетесь.
Есть варианты даже для тех у кого размеры дохода не позволят летать на коммерческой основе.
Вне зависимости от ситуации с финансами, первое что нужно сделать — ПРИЙТИ НА АЭРОДРОМ. Совершите ознакомительный полёт (естественно, платно). В процессе этого вы не только поймете, насколько вам это интересно, но и обретете первых авиационных знакомых. Оптимальным вариантом будет попробовать не только самолёт, но и планер — это два разных мира и концепции.
Возвращаясь к варианту когда нет денег: можно летать (в т.ч. учиться), если выполнять какие-то работы на аэродроме. Работа это зачастую неквалифицированная (копать что-то или строить), но вы же хотите летать, да? Вакансии и объявления о таком не вывешиваются при входе на аэродром, но о них можно узнать в приватной беседе. Вот для чего вам и понадобятся знакомые на аэродроме.
Еще одной точкой приложения ваших сил, а также способом знакомства с миром авиации является волонтерство по профессии. В качестве, разработчиков, дизайнеров, художников, администраторов ОС, электронщиков and so on.
Аэродромам, авиационным учебным центрам, федерациям авиационных видов спорта, как и прочим «земным» структурам, требуются сайты, графика и прочая IT-помощь. Также в помощи нуждаются коллективы авиареставраторов, среди которых есть команды поднимающие в небо исторические аппараты.
Расскажите об этом предложении своим друзьям/подругам. Наш опыт показывает, что желающих контрибутить в этой области достаточно, но большинство не имеют точек пересечения с авиационным миром.
Ремарка для тех кто думает, что эта такая попытка привлечь бесплатную рабочую силу: авиация в России и Украине в большинстве случаев, это занятие для подвижников и фанатов, где, как и на заре летания, все держится на энтузиастах. Впрочем, в главной авиационной стране — Америке, многое похоже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий