ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА.
Некоторые сведения о законодательном обеспечении оборота оружия в некоторых странах Мира.
"Разоружая народ, власть таким образом оскорбляет его недоверием, и это говорит о трусости и подозрительности правительства" Макиавелли.
За последние пять лет во многих странах произошли реформы в области оружейного законодательства, направленные на усиление контроля над оборотом оружия: Австралия, Канада, Великобритания, КНР, Латвийская республика, Литовская республика, республика Молдова, Франция, Чешская республика, Эстонская республика и другие. В ряде других стран: Бразилии, Дании, Индии, Польше, Финляндии, Южной Африке и Ямайке — законодательные реформы находятся в стадии реализации.
В рамках осуществления международного проекта "Регулирование вопросов связанных с распространением огнестрельного оружия", осуществляемого Комиссией по Уголовному правосудию и судопроизводству ООН, 25 стран — членов ООН сообщили о внесенных за последние пять лет изменения и дополнения в законодательные или нормативные правовые акты, касающиеся владения гражданскими лицами огнестрельным оружием, включая введение новых требований при выдаче лицензий, предоставлении более подробных сведений при подаче заявлений на получение лицензий, обучение правилам безопасного обращения с оружием, либо прохождение психологических тестов для получения права на приобретение лицензии, а также введение более строгих наказаний за совершение правонарушений связанных с огнестрельным оружием.
При этом в большинстве стран разрешено владение ручным огнестрельным оружием с целью охоты, стрельбы по мишеням, коллекционирования, защиты личности и имущества. В ряде государств Западной Европы и американского континента гражданам предоставлено Законом право на приобретение огнестрельного оружия, в том числе пистолетов и револьверов, а в иных странах и боевого оружия (Швейцария) в целях самообороны. В восьми государствах из них не существует никаких запретов на владение любыми типами гражданского огнестрельного оружия (Буркина-Фасо, Дания, Германия, Замбия, Швейцария, Уганда, Румыния, Финляндия). В других же странах (Япония), граждане подобного права лишены. Абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия предусматриваются в законодательстве двух государств (Люксембург и Малайзия).
Количественные показатели по огнестрельному оружию, находящемуся в частном владении в разных странах весьма различны. Например, доля индивидуальных владельцев огнестрельного оружия в среднем колеблется от мене одного (Тунис, Сингапур) до более 120 (Германия) на 1 000 человек. Число единиц огнестрельного оружия разнится от менее одного (Тунис, Сингапур, Уганда) до 400 (Финляндия) на 1 000 человек. Процент домашних хозяйств, имеющих, как минимум, одну единицу огнестрельного оружия, колеблется от 0,01% (Буркина-Фасо, Уганда, Япония) до 50% (Финляндия).
При этом в большинстве государств (в 39 из 50 опрошенных комиссией ООН), для приобретения любых типов огнестрельного оружия требуется оформление соответствующей лицензии.
В большинстве стран приобретение огнестрельного оружия запрещено или ограничено, в зависимости от возраста заявителя (в 46 государствах), наличия у заявителя уголовного прошлого (в 48 государствах), состояния психического здоровья (в 41 государстве), либо в зависимости от того, были ли замечены за данным лицом проявления насилия в семье (в 32 государствах).
Во всех 50 государствах имеется соответствующая система административного учета владельцев огнестрельного оружия, в 24 из них, такая система действует на национальном уровне, в остальных странах на региональном. В 14 странах система учета автоматизирована. Ни одно из государств не сообщало о наличии открытого доступа к данной системе. Самыми вооруженными Обществами в Мире (по количеству единиц оружия на душу населения) безусловно, являются такие страны как: США; Германия; Франция; Финляндия, Швейцария. Однако большинство независимых специалистов сходятся во мнении, что число незаконно приобретаемого оружия, и в некоторых из этих стран, напрямую связано с ужесточением оружейного законодательства. Ограничение на возможность легального приобретения оружия, провоцирует преступления и преступный бизнес.
Российская Империя — РСФСР — Российская Федерация.
1. Российская Империя.
В государстве Российском, право на владение оружием, в принципе, являлось неотъемлемым правом каждого законопослушного и психически здорового человека. Оно, естественно, подвергалось некоторым временным и местным ограничениям (право на ношение и использование оружия регулировалось отдельно).
Подобная практика отнюдь не была широко распространена в других странах. Так профессор Московского Университета И.Т. Тарасов, в своей работе "Очерки науки полицейского права", приводит слова немецкого ученого Роберта фон Моля, из его трактата "О науке полиции" "Polizeiwissenschaft" (1832г.) "… в некоторых государствах вопрос этот разрешался в обратном смысле, т.е. установлено было общее запрещение держать у себя оружие, а право иметь оружие было исключением. Такое решение вопроса они употребляют к тому, что все граждане признаны, были бы содержащимися под стражей, а пребывание на свободе рассматривалось бы как исключение..." (стр. 279).
В российском законодательстве до 1917 года не было сведенного воедино корпуса правовых актов, посвященного, пользуясь современной терминологией, обороту оружия. В Своде Законов Российской Империи (СЗРИ) статьи, посвященные этой проблеме, разбросаны по различным Уставам, Законам и Постановлениям. Более того, основанные на разработанных в самых разных условиях законодательных актах 17 — начала 20 веков, сами эти статьи входили в противоречье друг с другом.
Так, статья 218 "Устава о предупреждении и пресечении преступлений" (Свод Законов Российской Империи, т. 146, стр. 114). Запрещает "всем и каждому… носить оружие, кроме тех, кому закон то позволяет или предписывает".
Право на ношение оружия было строго регламентировано и предоставлялось достаточно ограниченному кругу лиц:
— у которых оружие входило в состав обмундирования;
— которым оно необходимо в целях самообороны в связи с угрожающей их жизни и здоровью непосредственной опасности (к примеру, врачи, ездившие по вызовам в самые разные районы, имели право на ношение оружия);
— которым ношение оружия обязательно в силу обычая, законом не запрещенного (эта норма нашла свое отражение и в Федеральных Законах "Об оружии" 1993 и 1996 годов, касательно ношения холодного оружия с национальными костюмами народов России, либо с казачьей формой одежды);
— в целях охоты либо занятиях спортом; права на охоту были лишены клирики, лица состоящие под надзором полиции (но не все, находящиеся в ссылке, либо на поселении в глухих районах, имели охотничье оружие и соответственно охотились, к примеру, В.И. Ульянов (Ленин) в Шушенском), а так же наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение Правил охоты.
Статья 221 того же Устава ту же проблему решает иначе: "Если кто-либо, кроме тех, коим то дозволено или предписано законом, будет в таком месте, где сие правительством запрещено, без особой надобности, каковы, например, отправления на охоту или в дорогу и т.п. ходить с каким-либо оружием и, тем более, с заряженным, огнестрельным, тот подвергается ответственности на основании статьи 118 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями." Как видно, статья 221 заметно сужает поле применения статьи 218.
Правила применения оружия, так же можно проиллюстрировать на примере его использования полицией и жандармерией в соответствии с Законом от 10 октября 1879 года, "Полицейские и жандармские чины могут употреблять в дело оружие лишь в случаях:
— Когда на них произведено вооруженное нападение;
— Когда нападение было не вооруженное, но совершенное несколькими лицами и не было другого способа отразить это нападение;
— Для обороны других лиц от нападения, угрожающего жизни, здоровью и личной свободе;
— При задержании преступника, когда он будет препятствовать этому насильственными действиями, или когда невозможно будет преследовать или настичь убегающего;
— При побеге арестанта, когда нельзя его настичь, или же когда он противится задержанию насильственными действиями.
При этом об употреблении в дело оружия должно быть немедленно доложено ближайшему начальству".
Опираясь на опубликованные в полном собрании Законов Российской Империи (ПСЗ), акты, можно выявить следующие направления, решения государством правового аспекта применения оборота оружия в стране:
Конец 17 — 18 веков. Выявление основных категорий подданных, имеющих или не имеющих права владения и ношения оружия (эти категории в последствии уточнялись и изменялись в целом в сторону увеличения первой из них). Определение мест и ситуаций, в которых запрещено использование оружия (и даже обнажение клинка). Выявление отдельных видов оружия, запрещенных к обороту (пневматические ружья, шпаги-трости).
19 век. Разработка вопросов, связанных с незаконным использованием оружия. Урегулирование противоречий государственного и частного секторов в деле производства оружия и его реализаций.
Начало 20 века. До 1906 года "Наган" или "Браунинг" можно было приобрести практически совершенно свободно (ношение, это уже другая статья) и по вполне доступной цене (16 — 20 руб. — минимальная месячная зарплата, "Парабеллум" же, стоил 40 рублей, "Маузер" К — 96, 43 рубля, были и более дешевые образцы, по 2 — 5 рублей, не отличавшиеся особым качеством). В последствии, купить пистолет имел право лишь человек, представивший для этого именное свидетельство (аналогичное современной лицензии), выданное начальником местной полиции (либо иным начальством). Только в течение 1906 года были изъяты десятки тысяч револьверов и пистолетов, приобретенных россиянами до принятия новых правил (в одном Ростове изъяли 1137 "стволов"). Гладкоствольных образцов и маломощных, так называемых — "дамских" (Ео до 150 Дж) образцов для самообороны, либо не автоматических охотничьих, принадлежавших добропорядочной и благонадежной публике (а это могли быть не только состоятельные лица, но и дворники), это не касалось. Винтовки и карабины военного образца, в Европейской части коренной России, так же изымались, в том числе и у "господ", кроме наградных и призовых экземпляров. "Цивильной публике", для охоты в европейской части России, считались разрешенными нарезные одно и двуствольные штуцера или "тройники".
Предпринимались попытки решения проблемы хранения и продажи оружия через региональную администрацию (Высочайше утвержденное положение Совета Министров "О порядке хранения и продажи огнестрельного оружия". 1905 год, ПСЗ, 3-е собрание № 26963). Это положение, утвержденное в год Первой революции, решает проблему принципиально иначе, чем раньше, предоставляя право издавать постановления о порядке продажи и хранения огнестрельного оружия, а так же взыскивать за их не выполнение генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальникам. Это право реализуется "в местностях, не объявленных в исключительном положении, при наличии чрезвычайных обстоятельств, угрожающих общественному порядку и контролю". Одновременно, Положение, в пункте 2, запрещает ввоз оружия из-за границы и из Великого княжества Финляндского (за исключением случаев, когда импортер — частное лицо или торговая фирма — представляют в таможне особое разрешительное свидетельство от Министерства Внутренних Дел).
К началу Первой мировой войны производство и торговля оружием осуществлялась как государственными, так и частными (акционерными) учреждениями и предприятиями. В ряде регионов существовали жесткие правила покупки оружия с обязательной подачей специального прошения на имя Главы местной администрации. В других правила были более либеральными и продажа оружия была практически свободная. Значительные категории лиц (в частности, офицеры армии и флота, чины полиции и жандармерии, пограничной стражи, а также органов государственного управления) могли приобретать оружие, разрешенное к ношению с формой одежды, либо во вне служебное время, в достаточно развитой специализированной торговой сети.
К примеру:
ПРИКАЗ № 74
С.-Петербургъ. Февраля 7-го дня 1907 года.
Государь Император, в 4-й день Февраля, высочайше повелеть соизволил:
1) Разрешить офицерам иметь в строю и вообще при исполнении служебных обязанностей, когда установлено быть при револьверах, револьверы и автоматические пистолеты следующих систем: 3-х лин. револьверы обр. 1895 года, пистолеты Браунинга, калибром 9 мм, и пистолеты Бохардт-Люгера (Парабеллум), также калибра 9 мм с тем, чтобы отпускать патронов для практической стрельбы офицеров и впредь производить только для 3-х лин. револьверов обр. 1895 года.
2) Разрешить офицерам иметь при себе вне строя револьверы и пистолеты вышеперечисленных систем и, сверх того, пистолеты Браунинга 1 и 2 образца калибром 7,62 и 6,35 мм.
3) Генерал-Инспектору Артиллерии предоставить право утверждать для ношения офицерами в стою и вне строя, револьверы и пистолеты и последующих систем по выработке их и одобрении Оружейным Отделом Артиллерийского Комитета.
Объявляя о таковом Высочайшем повелении, подтверждаю:
1) что порядок приобретения револьверов и пистолетов сохраняется прежний, т.е. с разрешения командиров частей войск и начальников управлений и заведений,
2) что офицерам, безусловно, воспрещается передавать приобретенные револьверы и пистолеты частным лицам, не имеющим разрешений подлежащих властей на содержание такового, и в случае нарушения этого пункта офицеры подлежат привлечению к законной ответственности.
(По Главному Артиллерийскому Управлению)
(см. "СПРАВОЧНИКЪ. Полный и подробный алфавитный указатель приказов по военному ведомству, циркуляровъ, предписаний и отзывов Главного Штаба и прочихъ Главныхъ Управлений, приказов, приказаний и циркуляров по всем военным округам. Съ 1859 по 1911гг.", кн. 1, стр. 70, Составитель К. Патинъ, в двухъ книгахъ. С. — Пепербургъ, Колокольная 14, 1911 год.);
Некоторые виды оружия (гладкоствольные охотничьи ружья российского производства, карманные пистолеты и револьверы для самообороны) продавались часто без ограничений и по заказам высылались даже наложенным платежом, по почте, причем по очень низким ценам (в 1913 году револьвер для самообороны, как уже говорилось, стоил 2 рубля). Холодное оружие продавалось практически без ограничений (исключая носившееся с униформой). Допускалось использование любого оружия в целях необходимой обороны, однако иное его использование "в домах, дворцах, на улице и площадях" запрещалось (Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Ст. 218).
Вот как производилась торговля оружием в магазине Р.Р. Рогена (г. Москва, Неглинный проезд, дом Депре.).
"К сведению гг. покупателей!!!
Вследствие Постановления г-на Московского Градоначальника, продажу револьверов и всевозможных винтовок и карабинов с патронами к ним, я имею возможность производить только лицам представившим мне разрешение г-на Московского Градоначальника или Московского Губернатора.
Иногородние свидетельства, выданные Губернатором, Исправником, Полицейским или Акцизным Управлениями, должны быть представлены мною при прошении г-ну Московскому Градоначальнику и только по получении от него подтверждения и разрешения на право отправки, указанных в разрешении револьверов или винтовок с патронами к ним, таковые могут быть высланы. Разрешение на отправку получаю через 5-6 дней после подачи прошения г-ну Московскому Градоначальнику. Прошение оплачивается гербовым сбором в 1 р. 50 к. за счет покупателя.
Лица, состоящие на действительной военной службе, могут приобретать револьверы и прочие нарезное оружие с патронами к ним по разрешительным свидетельствам подлежащих войсковых начальств или комендантских управлений. Свидетельства их гербовым сбором не оплачиваются.
Прошу обратить внимание!!
Лица, желающие приобрести автоматические пистолеты системы "Браунинга", работы Национальной фабрики военного оружия в Герсталь-Льеже, Веблея и Скотта, Кольта, Пипера, Маузера, или "Парабеллум", непременно должны представить разрешение на приобретение, в котором желаемая система из числа вышеуказанных, обязательно должна быть упомянута. Продажа охотничьих ружей (гладкоствольных), патронов к ним, пороха, и всевозможных припасов, производится без представления разрешения".
А вот, что сообщали гг. К. Феттер и Е. Гинкель владельцы московского магазина "Диана".
"В виду скромной пользы, которую магазин "Диана" довольствуется, таковой может отпускать товары только за наличные. Но в исключительных случаях, дабы облегчить гг. офицерам приобретение более или менее ценного ружья, магазин готов рассрочить платеж без повышения цен, если при заказе будет препровожден соответствующий стоимости ружья задаток — не менее одной четверти и удостоверение (*) начальства о том, что уплата остатка будет производиться равными частями в течение не более шести месяцев."
ФОРМЕННЫЙ БЛАНК
Часть Хозяйственная.
№ .......................
УДОСТОВЕРЕНИЕ.
Дано сие удостоверение (чин, имя и фамилия) вверенного мне полка в том, что разрешается ему купить в оружейном магазине "Диана" К. Феттера и Е. Гинкеля в Москве оружия и принадлежностей охоты на руб. (столько — то) с рассрочкой платежа, каковая сумма, и будет высылаться из жалования его равными частями в течение шести месяцев. За верность платежа хозяйственная часть ручается.
Подписи:
Командира полка
Заведывающего хозяйством
Или Делопроизводителя".
Радикальные запретительные методы, решение сложных проблем оборота оружия к серьезным практическим результатам не приводили. Упомянутая статья 218 в качестве обоснования опиралась, в частности, на Указ Петра 1 от 1700 года о запрещении ношения остроконечных ножей, однако, на практике этот Указ применялся очень недолго. Запрещение духового (пневматического) оружия, при Елизавете Петровне, и тростей с потаенным клинком при Екатерине Второй, нарушалось уже во время царствования этих императриц, причем образцы этого оружия входили даже в императорские собрания оружия.
С другой стороны, такого рода запретительные методы в исторической перспективе приводили к безвозвратным утратам многих памятников оружия. Так, при перевооружении русской армии в 60-е годы 19 века старые кремневые ружья разбирались и "в виде лому" обращались в продажу (ПСЗ, 2-е Собрание, № 36856). Согласно Своду военных постановлений 1869 года, перед продажей негодных частей оружия, они портились до невосстановимого состояния, и только после 1904 года эта практика была прекращена (ПСЗ, 3-е Собрание, № 244609).
В законодательстве Российской Империи нет специальных статей, посвященных коллекционированию оружия, в том числе антикварного и художественного. На практике, однако, в России существовало несколько весьма крупных коллекций (Шереметевых, Котуара де Бионкура и др.), а в качестве оформления интерьера образцы оружия использовались очень часто. Ни о каких правовых проблемах, связанных с коллекционированием оружия в 19 — начале 20 века, неизвестно. Факты приобретения музеями старинного оружия у лиц, формально не имевших права на его ношение и использование, говорит скорее о фактическом выделении понятия коллекционирования старинного, мемориального, художественного и конструктивно редкого оружия из сферы внимания оружейного законодательства.
В качестве небольшого резюме. Непродуманное разоружение народа, когда власти боялись за свое положение, опасаясь вооруженных подданных, больше, чем уголовников, терроризирующих этих подданных (одних экспроприаций "экспроприаторов" сколько было), привело в конечном итоге к известным событиям 1917 года. Очень многие готовы были защищать государство и стабильность, но не с пустыми же руками идти на штыки и пулеметы!
2. РСФСР.
Первым законодательным актом в области Оружейного Права в Советской России является Декрет СНК РСФСР от 10 декабря 1918 года "О сдаче оружия". Данным Декретом российские граждане были лишены права на приобретение, хранение, ношение и применение огнестрельного оружия в качестве средства самообороны. В последствии, федеральным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере оборота оружия, стал Декрет СНК РСФСР от 12 июня 1920 года "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним". В соответствии с данным Декретом, была введена исключительно разрешительная система распространения и владения огнестрельным оружием, а так же устанавливалась уголовная ответственность за его незаконное хранение. В частности, Декретом предписывалось привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в хранении огнестрельного оружия без законного на то права, даже если хранение не имело преступных целей.
Позднее, в УК РСФСР 1922 года, было конкретизировано, что хранение огнестрельного оружия (кроме охотничьего гладкоствольного) без надлежащего на то разрешения карается принудительными работами на срок от 7 дней до одного года. Хотя в 1924 году, Постановлением 2-й сессии ВЦИК РСФСР 11 созыва от 16 октября "О дополнениях и изменениях Уголовного Кодекса РСФСР", уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была заменена административной в виде принудительных работ на срок до 3 месяцев или штрафа до 300 рублей, но уже в УК РСФСР 1926 года уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была восстановлена в виде принудительных работ на срок до 6 месяцев или штрафа до одной тысячи рублей, с конфискацией предмета преступления. Дальнейшее развитие законодательства об обороте оружия пошло по линии расширения круга видов оружия подконтрольных разрешительной системе и усилению уголовной ответственности за нарушение порядка его регистрации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года был введен разрешительный порядок на хранение холодного оружия и установлено наказание за его нарушение в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ранее, в 1933 году, аналогичная санкция была установлена за не законное изготовление, хранение, покупку, сбыт и пересылку огнестрельного оружия). В соответствии с правилами регистрации некооперативных кустарей и ремесленников, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 года, частным лицам было запрещено заниматься сборкой и ремонтом холодного и огнестрельного оружия, что имело еще относительно широкое распространение в 20-х и начале 30-х годов.
Законодательство об оружии, после 1953 года характеризуется относительным послаблением сферы ограничения и порядка оборота оружия среди населения. Так гражданам было предоставлено право свободно приобретать в торгующих организациях охотничье гладкоствольное оружие. Такой порядок был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года. До указанного постановления граждане должны были при покупке обязательно предъявлять охотничьи билеты (к середине 1960-х годов этот порядок приобретения охотничьих ружей был восстановлен).
Осуществление разрешительной системой по обороту оружия всегда возлагалось исключительно на органы внутренних дел, которые руководствовались в этой работе, ведомственными нормативными актами — "Инструкциями о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, патронов к нему, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным и холодным оружием", которые периодически обновлялись, в них вносились соответствующие изменения и дополнения.
Так на момент принятия Закона "Об оружии" 1993 года, согласно действовавшей до этого Инструкции МВД (Инструкция была утверждена приказом № 246, 1987 года), разрешительный порядок уже не распространялся на хранение стрелкового огнестрельного оружия изготовления до 1870 года и всех видов холодного оружия, что содействовало, хотя и с большим опозданием, сохранению уже относительно не многочисленного количества исторического и антикварного оружия, отражавшего уровень технической мысли, производственной культуры и эстетических воззрений предшествующих поколений.
Специальных правовых норм, посвященных коллекционированию оружия, в том числе исторического, антикварного и художественно оформленного, а так же и упоминания о существовании такового в прежнем законодательстве Российской Федерации никогда не существовало.
3. Российская Федерация.
Первым законодательным актом, регулирующим права граждан на владение огнестрельным оружием, является Закон "Об оружии", принятый Верховным Советом Российской Федерации 20 мая 1993 года, № 4992 — 1 (см: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 год, № 24, ст. 860). Закон вступил в силу, с 1.01. 1994 года. Но ожидавшееся Утверждение Права российских граждан на владение короткоствольным оружием не состоялось. Для приведения Закона в силу, Советом министров — Правительством Российской Федерации, Постановлением № 1256, от 2.12. 1993 года, "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии" были утверждены:
— "Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации (приложение 1);
— "Положение о порядке ведения Государственного Кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему (приложение 2);
— "Перечень заболеваний и физических недостатков, при которых лицензия на приобретение служебного и гражданского оружия не выдается (приложение 3).
В развитие этого Постановления, МВД России выпустило приказ № 609 от 30.12. 1993 года, которым контроль за оборотом оружия возлагался на Управление Лицензионно Разрешительной работы МВД РФ.
Были приняты и другие нормативные акты.
Последующий Федеральный Закон "Об оружии" (№ 150-ФЗ), принят Государственной Думой России в 1996 году (см. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 год, №51, Ст. 5681). Закон уточнил некоторые положения своего предшественника, но и в этом Законе утверждения Права российских граждан на владение короткоствольным оружием опять не состоялось. Однако, "Правила оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" были утверждены с большим опозданием (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1998 года № 814), что, безусловно, отрицательно сказалось на правовых вопросах обеспечения оборота оружия в Российской Федерации.
К сожалению, в современном действующем законодательстве Российской Федерации, вопросам специфики оборота исторического, антикварного и художественно — оформленного оружия, должного внимания не уделено. Все категории оружия, вне зависимости от их исторической и художественной ценности, рассматриваются только по своему целевому назначению, как предметы и устройства, предназначенные для поражения живой или иной цели. Формы обращения с оружием, направленные на содействие сохранению его образцов (например, коллекционирования) не получили должного правового обеспечения.
Соединенные Штаты Америки.
"Самая главная причина для граждан владеть оружием и носить его, есть, в конечном счете, необходимость защищаться от тирании правительства". Президент Северо-Американских Соединенных Штатов
Томас Джефферсон.
Национальный Закон "Об огнестрельном оружии" (National Firearms Act — NFA), запретивший владение гражданами, отдельных видов и типов оружия, принят Конгрессом США в 1934 году (Свод Законов США, раздел 26. Параграф 5801). Его вариант принятый в 1938 году, уже вводил запрет на владение оружием отдельными категориями граждан, а также ввел жесткую систему налогообложения и лицензирования, на считавшиеся наиболее опасными видами огнестрельного оружия, в том числе, на торговлю и приобретение оружия. В 1968 году принят Закон "О контроле над огнестрельным оружием" (Gun Control Act — GCA; Свод Законов США, раздел 18, глава 44, параграф 921), еще более ужесточил правила оборота оружия.
Закон установил основные ограничения Федерального уровня на оборот огнестрельного оружия и патронов, в частности, установил обязательное получение Федеральной лицензии (Federal Firearms License — FFL) на производство, импорт и торговлю огнестрельным оружием, установил запрет на торговлю оружием по почте, определил категории граждан, которым оружие не может быть продано, например, по возрасту либо в связи с преступным прошлым, ввел запрет на импорт неспортивного оружия, установил требование о регистрации лиц покупающих оружие.
Со временем, законодательная база в области контроля над оружием пополнилась рядом новых Федеральных Законов (до принятия в 1993-96 годах нового всеобъемлющего Законодательства об оружии):
— Федеральным Законом "О защите прав владельцев огнестрельного оружия" 1986 года (PL 99 — 308), Закон уточнил положения Закона 1968 года и отменил некоторые надуманные требования, связанные с ведением учета и применения длинноствольного стрелкового оружия, а так же ввел запрет на частное владение ручным автоматическим оружием (но этот запрет поддерживался властями не всех штатов на подведомственной им территории);
— Федеральным Законом 1986 года (с поправками 1994года) "О бронебойных боеприпасах" (PL 99 — 408. PL 103 — 322), Закон ввел запрет на их производство, импорт и продажу для граждан;
— Федеральным Законом 1988 года "О пластиковом оружии" (PL 100 — 649), Закон ввел, запет на производство, импорт, владение и передачу видов оружия не видимых для металлодетекторов;
— Федеральным Законом 1990 года (PL 101 — 647), с поправками 1996 года, (PL 104 — 208), Закон запретил внос огнестрельного оружия в пределы 300-х метровой зоны вокруг частных и государственных школ;
В 1993 году принят, так называемый, Закон Брейди "О предупреждении преступлений связанных с ручным огнестрельным оружием" (Brady Handgun Violence Prevention Act, PL 103 — 159), Закон установил систему общенациональной проверки покупателей огнестрельного оружия.
В 1994 году принят Федеральный Закон "Об особо опасных преступлениях и органах охраны правопорядка" (The Violent Crime Control and Law Enforcement Act, PL 103 — 322. Public Law 103-322, Signed into law September 13, 1994.), известный еще как Закон "О наступательном оружии", Закон ввел запрет на производство полуавтоматического оружия, запретил передачу огнестрельного оружия малолетним и лицам, в отношении которых приняты соответствующие решения на время судебного разбирательства, ужесточил уголовные наказания за использование оружия в преступных целях.
В 1996 году принят Федеральный Закон (PL 104 — 208), так называемый "запрет Сенатора Лаутенберга", Закон ввел запрет на владение огнестрельным оружием и боеприпасами лицами, признанных виновными в совершении мелких уголовных преступлений, связанных с насилием (ранее запрет касался лишь лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления).
Исходя из прав штатов, округов, графств и муниципальных образований, законодательно влиять на оборот оружия, на подведомственной им территории, можно утверждать, что в США нет унифицированного, единообразно применяемого на всей территории государства, Федерального Закона, регламентирующего оборот оружия. В настоящее время, существует около 2,5 тысяч законодательных и нормативных правовых актов федерального, штатного, муниципального и иного уровня, регулирующих оборот оружия на территории США.
В конце 70-х годов 19 века, некоторые штаты приняли Законы, ограничившие скрытое ношение оружия. Законы действуют до сих пор, например, в штате Калифорния, где запрещено скрытое ношение оружия. Постулат подобных действий властей имеет тот смысл, что окружающие видят вооруженных сограждан, что также является определенным сдерживающим фактором. В ряде штатов запретили владение некоторыми типами холодного оружия, его конструкция, длинна и форма клинка были определяющими. В частности, были запрещены или имели ограничения на распространение: стилет или финка (не путать с настоящим финским ножом), пружинные ножи с "выкидным" клинком, и другие типы ножевых изделий. Повсеместно, во всех штатах США, ношение оружия запрещено в местах продажи алкоголя в разлив, а также в тех местах, где это запрещается Федеральными Законами, либо Законами штатов.
В 1987 году только в штате Вермонт можно было приобретать и носить, практически любое стрелковое оружие, без разрешения. В штатах: Индиана; Мейн; Нью — Гемпшир; Северная и Южная Дакота — полиция выдавала гражданам разрешения на ношение оружия в соответствии со своими представлениями о "законопослушности". В штате Массачусетс гражданин, имеющий огнестрельное оружие, обязан обратиться в местное полицейское управление за индетификационной карточкой. Такая Регистрационная карточка ведется на каждого владельца огнестрельного оружия пожизненно, находится она в Регистрационном полицейском бюро огнестрельного оружия штата. В Алабаме и Коннектикуте вопрос о выдаче разрешений решался по, сравнительно доброжелательному, усмотрению властей. В остальных штатах вопрос с правом граждан на ношение заряженного оружия так же решался, но с достаточно большими трудностями.
В Федеральном округе Колумбия (там, где находится столица США — Вашингтон), Законы которого считаются одними из самых жестоких в стране, запрещают продажу, покупку и ввоз в пределы округа (для граждан, но не для отдельных категорий государственных служащих, находящихся при исполнении), пистолетов и револьверов. Однако, в округе и один из самых высоких процентов совершаемых по стране преступлений, в том числе и с применением оружия. На лицо корреляция, там, где самые жестокие законы, там же и наибольшее количество преступлений. В соседнем штате Виржиния, власти более либеральны и разрешают гражданам не только покупку и владение, но и скрытое ношение заряженного оружия.
В штате Виржиния, с 1. 07. 1995 года, каждый гражданин, достигший 21 года от роду, не злоупотребляющий алкоголем, не употребляющий наркотики, не судимый, успешно окончивший курсы по обучению навыкам безопасного обращения с оружием — имеет право на скрытое ношение заряженного оружия. Срок выдачи разрешения, с 1. 07. 1996 года — 90 дней. Стоимость лицензии — 50 долларов.
Приведение Закона 1968 года "О контроле за огнестрельным оружием" (и сопутствовавшему ему, Закона "О безопасности на улицах и в общественном транспорте") в силу, было возложено, как и до этого, на Министерство финансов. Оно, в свою очередь, перепоручило всю работу Департаменту по налогам от торговли табачными изделиями и алкоголем Налоговой службы Министерства. Расширение полномочий, нашло свое отражение и в новом названии — Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя и оружия (БАТФ).
Однако и в США, проблемы связанные с бюрократическим произволом чиновников, в области права граждан на хранение и ношение оружия, доводят до расследований на уровне Сената США. Зачастую обвинения против граждан строились на внутренних инструкциях и директивах Бюро, никогда не публиковавшихся в Федеральном Регистре, как того требует Закон.
Еще в 1975 году БАТФ решило, что продавец оружия должен, в определенных ситуациях, нести ответственность за действия легального покупателя оружия. Хотя такая трактовка Закона противоречит определенной статье Свода Законов США, прямо запрещающей принятие "секретных законов" административными органами. Главной задачей Закона, было ограничение доступа к огнестрельному оружию неблагонадежных лиц, но оказалось, что БАТФ занимался этим вопросом меньше всего. Многочисленные свидетельства доказали, что Бюро крайне не охотно обращает внимание на уголовников.
К моменту расширения полномочий этого ведомства, лишь 8,3% арестов, проведенных агентами службы, было связано с нарушением оружейного законодательства. Собственная статистика Бюро показывала, что число арестов среди уголовников и не легальных торговцев оружием, упало с 14% до10% от общего количества арестов связанных с оборотом оружия. В более чем трех четвертях дел, возбужденных БАТФ по фактам, якобы не законного, оборота оружия, фигурировали, законопослушные граждане — владельцы легального оружия, ранее никогда не совершавшие уголовных преступлений и в большинстве своем, не имевшие никаких проблем с полицией, даже за неправильный переход улицы или неправильную парковку машины, но "пойманных" агентами Бюро на многочисленных технических ошибках, связанных с не знанием нормативных положений.
Методы, которыми пользовалось БАТФ, в своей деятельности, вызвало такой поток жалоб, что этот вопрос стал предметом специальных слушаний в Сенате США, в июле 1979 года и в апреле и октябре 1980 года. На слушаниях было представлено множество доказательств того, что агенты Бюро, предпочитали грязной и долгой кропотливой работе с незаконным оборотом "уличного оружия", быструю и эффектную атаку на законопослушных граждан и коллекционеров оружия.
Были также отмечены и другие множественные нарушения законодательства. В целом действия Бюро были оценены как предосудительные. БАТФ преуспело в борьбе с несуществующей угрозой.
"Органы правопорядка не смогли справиться и с другими видами незаконного бизнеса: торговлей наркотиками и проституцией, поэтому нет никаких шансов, что они справятся с разоружением преступного мира.".
Итогом Парламентских расследований явился, принятый в 1986году (с большим опозданием, но все — таки принятый), под давлением общественности, упомянутый выше, Федеральный Закон "О защите прав владельцев огнестрельного оружия" (PL 99 — 308).
Далее. Данные ФБР, БАТФ, Министерства Юстиции США.
"Единственной альтернативой для общества в борьбе с преступностью является такое увеличение риска совершения преступления, что его ценность становится ниже того, что общество может уплатить в качестве законного заработка ...". Эта формула криминологов США, считается краеугольным камнем стратегии борьбы с преступностью.
Граждане США имеют право владеть (хранить): крупнокалиберными пулеметами, противотанковыми и автоматическими гранатометами, минометами до 160 мм, полевой артиллерией до 152 мм, одноствольными зенитными пушками до 100 мм, многоствольными автоматическими зенитными пушками до 40 мм, бронетанковой и авиационной техникой, с установленным вооружением.
Граждане США используют оружие для самозащиты ежегодно, примерно в 2,1 миллионов случаев. Использованием оружия при самозащите считается, в том числе, и направление оружия на лицо совершающее противоправные деяния, а так же предупредительная стрельба в воздух. Обо всех случаях применения оружия, повлекших за собой стрельбу, граждане обязаны незамедлительно сообщить в полицию.
Применение огнестрельного оружия гражданами, в интересах самозащиты, в 98% случаев не приводит к гибели или серьезным увечьям нападающих, в 2/3 случаев, при этом используются пистолеты и револьверы, в 90% случаев, оружие применяется на дистанции 10 — 12 футов (примерно 3 — 3,5 метра). При стрельбе на этой короткой дистанциивыживают:
Этим же Постановлением регулируется порядок производства, торговли, ремонта, оборота, импорта и экспорта стрелкового оружия и боеприпасов, их приобретение и хранение.
В развитие этого постановления, Министр внутренних дел издал распоряжение № 14 от 31 октября 1991 года "Об исполнении Постановления Правительства о ручном стрелковом оружии и боеприпасах, газовом и сигнальном оружии, а также пневматическом оружии и стрельбищах". Министр народного благосостояния издал распоряжение № 22 от 15 ноября "О медицинском контроле и проверке состояния здоровья лиц желающих получить разрешение на приобретение и хранение ручного стрелкового оружия и боеприпасов". Министр промышленности, торговли и туризма издал распоряжение № 64 от 27 декабря 1996 года "О проверке ручного гражданского оружия: стрелкового, газового, сигнального и пневматического оружия и боеприпасов к нему".
Германия.
Первый Закон "Об оружии" принят в Германии в 1891 году, с последующими поправками в 1913 году. Однако эти Законы, в большей степени, относились к производственной сфере, и напоминают наши теперешние ГОСТы. Законы не затрагивали права владельцев оружия.
Первый Закон, в котором уже предусматривались ограничения на владение оружием гражданами принят в 1928 году. Согласно этому Закону, продажа оружия и боеприпасов стала, производится только при наличии у покупателя разрешения на эту покупку. В этот период, на руках у граждан находилось от 1 до 2 миллионов единиц не зарегистрированного оружия, в основном военного назначения. Последующий период отмечался принятием нескольких "технических" Законов (1939 года и 1968 года). Однако Закон 1972 года, не смотря на то, что в нем, практически, не было ограничений на приобретениегражданских образцов оружия, (гражданин имеет возможность купить без разрешения любой образец антикварного, дульнозарядного огнестрельного оружия, либо его копию — реплику, однако ни кто не продаст ему порох), носил уже ярко выраженную антитеррористическую направленность. Это действительно помогло остановить вал террористических акций, но, как всегда у бюрократов бывает, при решении вопросов антитеррора, пострадали не причастные к преступникам владельцы легального оружия.
Официально, в Германии, по состоянию на февраль 1996 года, насчитывалось 2,1 миллиона владельцев оружия (1,5 миллиона стрелков — спортсменов, 329 000 охотников, 280 000 коллекционеров и 30 000 лиц которым выданы разрешения на ношение оружия в интересах самообороны, есть и другие категории владельцев оружия).
Поняв, что особенно доверять и законодателям и прочим властям не имеет смысла, граждане, владевшие оружием, начали "уходить в подполье". Так, по оценкам полиции, на руках у граждан Германии находится 10 миллионов единиц легального оружия и около 20 миллионов нелегальных "стволов". Несмотря на то, что большая часть оружия (примерно 70%) находится в нелегальном обороте, 97,5% жертв насильственных преступлений не являются жертвами применения огнестрельного оружия, 80% убитых не являются жертвами применения огнестрельного оружия (какое оружие, легальное или не легальное применялось в преступлениях, статистика не знает). Применение огнестрельного оружия при совершении преступлений сократилось с 0,8% до 0,3%, при одновременном росте количества легального оружия (нелегального впрочем, тоже). Количество преступлений, связанных со стрельбой, за тот же период, сократилось с 0,5% до 0,1%. Из этого же числа 35 — 40%, составляет неправомерная стрельба не связанная с насилием, например, по дорожным знакам (и кто же это распространяет утверждение, что нам до немцев, в правовом сознании, как до Марса?). Общее число преступлений, связанных с применением оружия за период с 1971 года по 1994 год, сократилось на 60%.
В 1993 году, полицией ФРГ было изъято 14 тысяч единиц нелегального оружия, в 1995 году — 2 905 единиц огнестрельного оружия, из них лишь 140 (4,8%) единиц оружия находившемся в легальном обороте. Только в 20 случаях оружие применялось в преступных посягательствах. В том же году, при попытке контрабандного ввоза, изъято 4 933 единицы огнестрельного оружия, и из них 700 автоматов Калашникова.
Израиль.
Оружейное Законодательство Израиля весьма либеральное. Это, в первую очередь связано, с тем, что Израиль находится во враждебном окружении и, следовательно, в состоянии перманентной войны со своими соседями. Основная цель владения оружием для граждан, не отстреливаться от уголовников (вообще, в Израиле преступные проявления, подпадающие под обще уголовные статьи УК, других стран, типа ограблений, в том числе и жилищ, изнасилований, разбойных нападений и т.п., случаи настолько редкие, что они только подтверждают общее правило), а противостоять, экстримистски настроенным мусульманским террористам.
Исходя из этих потребностей, в Израиле не пользуются спросом образцы пистолетов и револьверов, созданных под патроны, квалифицируемые в Европе, как карманное гражданское оружие самообороны (к примеру, 6,35 мм и 7,65 мм Браунинг). Наибольшей популярностью пользуются образцы пистолетов военного и полуспортивного назначения, (с емкостью магазинов 13 — 18 штук патронов) под мощные патроны (9 х 19 мм "Парабеллум", .40 S&W и другие), револьверы, также предпочитают под мощные патроны (.357 Магнум, к примеру, либо еще более мощные), но они имеют не значительное распространение.
Гражданам, доступно и военное автоматическое оружие, в основном для членов отрядов самообороны, проживающих на акупированых территориях за "зеленой линией". В кибуцах (коммунах, что — то отдаленно напоминающее наши колхозы на заре коллективизации) все взрослое население вооружено поголовно (за свой счет!), армейским оружием: М — 16; "Галил", УЗИ (есть и автоматы Калашникова).
Однако, Израиль, не был бы еврейским Государством, если бы не взимал деньги за разрешения на оружие (ришайон), даже с членов отрядов самообороны (впрочем, и у нас та же картина). Для получения ришайона гражданину необходимо пройти проверку на законопослушность, которая длится месяц — два, в соответствующих структурах полиции (100 шекелей, примерно 30-32 доллара), пройти курс обучения безопасного обращения с оружием в каком либо стрелковом тире — клубе (75 шекелей) и курс стрелковой подготовки (произвести не мене 50 выстрелов из оружия принадлежащего тиру — 100 шекелей). Произведя все эти действия, гражданин может отправляться в магазин. Имея ришайон, можно приобрести то оружие, которое необходимо.
Вызывает некоторое недоумение, зачем, в стране, в которой все граждане обязаны проходить военную службу, не взирая на пол, необходимо проходить курсы стрелковой подготовки, тем более такие усеченные? В армии не учат обращению с оружием? Солдатиков на стрельбище и в тир не "гоняют"? Хорошо хоть кадровые служащие армии, полиции и службы безопасности имеют право на приобретение оружия.
Канада.
Федеральный Закон "Об огнестрельном оружии", Парламент принял в 1995 году. Целью принятия Закона являлась необходимость создания общенациональной системы регистрации оружия. Законом предусматривается выдача лицензий владельцам оружия, взимание денежных сборов за приобретение различных видов оружия, определяется порядок хранения, перевозки, демонстрации, в том числе запрещенного оружия и оружия ограниченного пользования, а также разрешений на ношение оружия, приобретение боеприпасов, импорт и экспорт огнестрельного оружия, условия передачи оружия другому лицу.
Система лицензирования и регистрации оружия вводилась поэтапно, поскольку в стране насчитывается несколько миллионов единиц не зарегистрированного оружия. Положения о выдаче лицензий на приобретение и регистрацию оружия вступили в силу в1998 году. Получение разрешения на приобретение оружия стало обязательным начиная с 2001 года, с января 2003 года будут введены сертификаты регистрации всех видов огнестрельного оружия. Регистрация осуществляется канадской полицией. Полностью запрещены к гражданскому обороту образцы стрелкового оружия, используемые в вооруженных силах страны.
Владеют огнестрельным оружием 6 миллионов граждан. В 1970 — 80-х годах в Канаде вводились жесткие ограничения на владение и приобретение оружия. Так, в 1978 года власти начали кампанию по ограничению продаж оружия населению и его изъятия. Результат: с 1978 по 1986 годы рост преступности составил 45%, причем в северных штатах США, где не вводились подобные ограничения, роста преступлений не было.
Китайская Народная Республика.
В 1996 году был принят Закон "О контроле над огнестрельным оружием" (См.:Law of the People's Republic of China on the control of Firearms. Adopte at the 12-th session of the Standing Committee of the 8-th Nathional People's of China on July 5, 1996, and effective as of October 1, 1996.). Законом разрешено в гражданском обороте использовать только спортивные и охотничьи образцы огнестрельного оружия, которое приобретается по специальным лицензиям местных органов общественной безопасности. Законом предусматривается и категория служебного оружия. Производство и торговля оружием лицензируется. Общий контроль за оборотом оружия в КНР, возложен на Министерство общественной безопасности.
Латвия.
Закон "Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны", принят 23 февраля 1993 года. Гражданам, для самообороны, после прохождения курсов безопасного обращения с оружием, с правом ношения, разрешены не автоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Калибр оружия ограничен 9 мм (включительно), ограничений по дульной энергии пули не предусмотрено. Запрещены обрезы ружей и винтовок, а также, переделка газового оружия под пулевые патроны. Отсутствует в Законе и деление оружие на гражданское, служебное и боевое. В статье 7 Закона перечислены категории лиц, которым запрещено владение оружием: имеющие в прошлом судимости за умышленные преступления; психически больные граждане, алкоголики и наркоманы / токсикоманы; лица подвергавшиеся административным взысканиям за нарушение законов или о которых у полиции имеются официальные данные, позволяющие считать, что оружие может быть применено злонамеренно; лица, о которых у полиции имеются официальные данные, о принадлежности этих лиц к запрещенным военизированным формированиям, политическим партиям, общественным организациям либо движениям.
Литва.
Закон "О контроле за оружием и боевыми припасами", № 1-1423 принят 2 июля 1996 года (См.: Ведомости Литовской Республики. 1996 г. № 36. Ст. 654.), в основном он корригируется с Законом "Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны" Латвийской республики.
Молдавия.
Оборот оружия в Республике Молдова, осуществляется на основании Закона "О контроле над индивидуальным оружием", принятого Парламентом 18 мая 1994года (См.:Parlrmentul Rrepublicii Moldova. Hotarire pentry puntrea aplicare a Legii privind controul asupra armelol individuale. 18 mai 1994. № 111-XIII). За основу, при разработке Закона, парламентарии взяли Закон об оружии соседней Румынии. Однако в отличии от румынского Закона, в котором нет ограничений на приобретение гражданского оружия для законопослушных и дееспособных граждан, молдавский Закон существенно сужает право на приобретение оружия, в частности пистолетов и револьверов, некоторыми категориями граждан и не граждан. Правом на приобретение оружия обладаютграждане Республики, достигшие 18-ти летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к владению оружием, не имеющие судимостей, постоянно проживающие на территории государства. Регистрация и контроль над оборотом оружия возложена на разрешительные отделы полиции.
Новая Зеландия.
С 1983 года в стране произошла резкая либерализация системы оборота оружия и упрощены процедуры его покупки. Причина: многолетние исследования показали неэффективность сложной системы регистрации, существовавшей с 30-х годов 20 века. Осуществлен переход на систему лицензирования, аналогичной лицензиям на вождение автомобиля, то есть сдаешь экзамены — и можешь приобретать оружие. Оказалось, что высвободившиеся материальные и людские ресурсы полиции могут быть гораздо эффективнее использованы по прямому назначению.
Швейцария.
По сведениям Швейцарского объединения за свободное владение оружием (PRO TELL) в Швейцарии 27% граждан имеют в собственности огнестрельное оружие (в это количество не входит военное оружие). Дееспособные граждане имеют право на приобретение как гражданских, так и боевых образцов оружия. Поскольку армия Швейцарии строится по милиционному принципу, количество действующих армейских подразделений не значительно. Отслужив положенное время, граждане находятся в активном резерве. Табельное оружие (вплоть до пулеметов и гранатометов), у всех военнообязанных граждан, находящихся в резерве (а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола) хранится по месту их жительства. Не менее чем один раз в год, работники местной прокуратуры производят проверку сохранности оружия, боеприпасов и снаряжения. По истечении сроков призыва (60 лет), граждане сдают табельное оружие на государственное хранение, либо, при желании гражданина, государственные предприятия производят замену некоторых деталей, с целью ликвидации автоматического режима ведения огня, и в таком виде оружие (только стрелковое) передается на пожизненное хранение гражданину.
Ежегодное, средне статистическое количество убийств, составляет порядка 11,7 случаев на 1 миллион жителей (с применением огнестрельного оружия — 4,6 случаев на 1 миллион жителей), случаев самоубийств 244 на 1 миллион жителей (количество самоубийств с использованием оружия, в общем, и легальным, в частности — не известно).
В случае необходимости, гражданин использует, для самозащиты, или поддержания общественного порядка ("там" ИМ это вменено в ОБЯЗАННОСТЬ) снайперскую винтовку с лазерным целеуказателем, пулемет или гранатомет, а уже потом пойдет звонить в полицию. В результате этого подхода, в Швейцарии один из самых низких в мире процент преступлений, совершаемых с применением оружия.
Франция.
Современное французское законодательство по оружию основывается на Декрете — Законе, принятом 18 апреля 1939 года в условиях чрезвычайной спешки (в преддверии начала Второй мировой войны), Декретах от 12 мая 1973 года (см: France. Regime desmateries de guerre armes et munitions.\\ Revue general d'etudes de la police francaise, 1973, № 440. P. 1-28.) и 25 ноября 1983 года, а также соответствующих директивах Евросоюза, касающихся вопросов оборота оружия (№ 91 — 477 от 18 июня и № 93 — 15 от 5 апреля 1993 года). Все основные положения названных документов нашли свое отражение в последующих новациях в области законодательства об оружии.
Французское оружейное законодательство, до подписания Шангенского Соглашения, было весьма либеральным. Во всяком случае, все оружие, классифицированное как гражданское, в том числе и короткоствольное, находилось в заявительном (декларативном) режиме регистрации. Гладкоствольные охотничьи ружья (переломки), не регистрировались, их ношение было свободным. Наиболее крупные изменения в области оружейного права произошли в связи с принятием Парламентом 6 мая 1995 года Декрета № 95 — 589. Декрет внес существенные изменения, касающиеся получения разрешения на приобретение оружия и подачи деклараций. Ранее существовавший, на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок регистрации приобретенного оружия, для многих видов оружия, был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на покупку оружия, особенно короткоствольного и нарезного длинноствольного полуавтоматического (самозарядного). Декрет запретил к гражданскому обороту все военное оружие и взрывчатое оружие. Было введено запрещение на ношение пистолетов и револьверов, без специального на то разрешения, а также военного холодного оружия (в том числе и оружия боевых искусств). Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранения, перевозку или ношение оружия лицами не достигших 21 года (совершеннолетия), включая газовое, пневматическое и так называемую близкую имитацию огнестрельного оружия.
Вместе с тем действующие правовые нормы, в отношении стрелкового оружия, не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а их оружие и до этого находилось под контролем. Не затронули ограничения и профессиональные категории пользователей и владельцев: полицию, жандармерию, военных и т.д. При наличии на руках у граждан большего количества оружия (одних охотничьих ружей зарегистрировано более 2 миллионов единиц), которое хотя и не используется в криминальной сфере, тем не менее, законодатель посчитал необходимым введение жесткой регламентации оборота оружия.
Однако, даже французскими юристами, отмечается некоторая запутанность оружейного законодательства. Нормы Закона допускают различное их толкование, требуется определенная юридическая квалификация и навыки, для без ошибочного использования статей Декрета в повседневной практике. Огромным достижением французского Общества является наличие "Французской национальной ассоциации защиты стрелков и коллекционеров оружия (АНТАК — ANTAC), со штаб квартирой в городе Брольи (Ferrieres -Saint — Hilaire, 27270, Broglie), которая оказывает гражданам как техническую, так и юридическую помощь (не бесплатно конечно).
Несомненным достоинством Декрета является таблица категорий оружия и патронов, облегчающая его понимание. В частности, начиная с 5 категории (не самозарядное охотничье оружие, как гладкоствольное, так и нарезное) приобретение которого свободное, после выполнения не обременительных действий: предъявление документов удостоверяющих личность при покупке, последующее заполнение декларации, ношение оружия свободное. Однако ношение традиционного холодного оружия (6 категория) запрещено, требуется разрешение и на его перевозку. Приобретение пистолетов и револьверов возможно только по разрешению префектур, в основном для стрелков — спортсменов.
Контроль над оборотом оружия возложен на Генеральную Инспекцию Министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия (по категориям) и выдача соответствующих разрешений — на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии.
Филиппины.
Единого Закона об оружии нет. Контроль над оборотом оружия осуществляет специальный отдел Национальной полиции. Государственная политика в области контроля за оборотом огнестрельного оружия направлена на легализацию оружия, находящегося на руках у граждан в незаконном обороте, либо его добровольной сдаче на возмездной основе. Начиная с 1994 года было официально зарегистрировано ("амнистировано") 268 498 единиц огнестрельного оружия, а только в 1997 году было добровольно сдано 570 858 единиц огнестрельного оружия. В настоящее время на Филиппинах официально разрешены к обороту пять категорий огнестрельного оружия: пистолеты и револьверы (гражданский оборот ограничен); карабины и винтовки; крупнокалиберные карабины и дробовики для охоты (по разрешениям полиции); боевое и служебное оружие (гражданский оборот полностью запрещен). (См.: Материалы международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия. Токио, 19-20 ноября, 1997 г. Доклад представителя Филиппин господина Серапио. С. 1-6.)
Эстония.
Закон "Об оружии", принят в 1995 году. Однако, еще в 1992 году, тогдашний Министр внутренних дел Эстонии — Ланге Парек, фактически оправдывая выдачу разрешений на ношение пистолетов и револьверов начатую в 1991 году, заявила, что МВД Республики не в состоянии приставить полицейского к каждому дому или человеку. Правительством было принято решение о предоставлении гражданам возможности иметь огнестрельное оружие для самообороны. Однако, в отличие от Латвии и Литвы, в Эстонии существует общественная организация "Кайтселийту" (отряды самообороны, в чем-то аналогичные казачьим дружинам и таким же отрядам в национальных республиках Северного Кавказа) которая была создана на волне антисоветской истерии, еще до вывода советских (в последствии российских) войск. Организация отнюдь не является "не законной военизированной организацией", оружие, в том числе и автоматическое, члены организации взяли со складов армии и милиции, некоторая часть оружия была ввезена нелегально. Правительство смотрело на эти деяния "сквозь пальцы", надеясь на поддержку "Кайтселийту" (впрочем, оно ее получило).
Сейчас, Законом, законопослушным дееспособным гражданам (в том числе и русскоязычным) не имеющим криминального прошлого, не имеющих медицинских противопоказаний, достигших совершеннолетия разрешены, после прохождения курсов по безопасному обращению с оружием, с правом ношения, не автоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Мода на тяжелые, мощные, многозарядные (следовательно, и дорогие) образцы закончилась довольно быстро, не в последнюю очередь и по экономическим причинам. Граждане осознали, что для самообороны (на дистанции 3 — 7 метров) вполне достаточно револьверов калибром не более 7,62 мм, надежно, относительно дешево (примерно 100 долларов) и эффективно. На 1,4 миллиона жителей республики приходится более 100 000 легальных единиц огнестрельного оружия. Преступные проявления с использованием огнестрельного оружия, сократились в разы. В настоящее время отмечаются единичные факты противоправного применения легального оружия, примерно один — два раза в год, но они не связаны с умышленными тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности.
Япония.
Гражданам не разрешается иметь оружие "для незначительной цели"- коллекционирования или самообороны (См.: Keeping Japan free from guns. Pacific friend. April 1995. Vol. 22. № 12 P. 7-6.). По данным на 1997 год, в Японии официально зарегистрированною всего 47 единиц спортивных пистолетов, 37 518 единиц спортивного и охотничьего нарезного огнестрельного оружия и 365 040 единиц гладкоствольных охотничьих ружей. (См.: Материалы международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия. Токио, 19-20 ноября, 1997 г. Доклад представителя Японии, господина Й. Секигучи).
(Примечание. Составлено по материалам открытой печати, использованы также материалы информационной Службы Ассоциации оружиеведов "Арсеналъ")
Эксперт Комитета ГД ФС РФ
По безопасности
В.П. Полозов
02.02. 2001 г.
П.С. Материал является главой книги В.П. Полозова "Оружие в гражданском обществе".
Комментариев нет:
Отправить комментарий