понедельник, 20 апреля 2015 г.

«Свободные каменщики» исторической Литвы

На территории Великого Княжества Литовского до и после присоединения белорусских земель к Российской империи были активно развиты масонские организации. Об этой странице отечественной истории пойдет речь в этом материале.
«Свободные каменщики» исторической Литвы
istpravda.ru
Деятельность членов франкмасонских организаций всегда была покрыта завесой тайны. Между тем зачастую именно «свободные каменщики» активно влияли на внешне- и внутреннеполитический курс крупнейших держав мира. Свое начало франкмасонство берет в немецких братствах XII-XIII веков. Позднее свободные «ложи» и «цеха» каменщиков распространились и на другие европейские страны.

К XVIII веку эти организации изменили свой характер, превратившись в тайные общества, на заседаниях которых обсуждались проблемы развития человека, как личности в частности, и общества в целом. В это же время в Англии создается Большая английская ложа, а также издается «Книга конституций», сборник основных принципов масонства.



Кабинет масона



Конституция Речи Посполитой 3 мая 1794 года



Последний король Речи Посполитой, уроженец белорусского Волчина Станислав Август Понятовский

Этот документ регламентировал деятельность «каменщиков», а также определил иерархию внутри организации. Масоны верили в бессмертие души, признавали верховенство христианского Бога. Большим уважением среди масонов пользовался монарх, которого считали «помазанником Божьим». В целом члены масонских лож уважали авторитет государственной власти. Главной добродетелью считалась благотворительность.



Обряды масонов





Во многих документах лож отмечалась необходимость сохранения в тайне всех аспектов деятельности как организации в целом, так и ее отдельных членов. Каждый участник организации именовался «братом». Тогда же были закреплены основные символы масонства: циркуль, угольник, молоток и т.д.



Брошюра о ложе "Прилежный литвин"



Появление масонства на территории Великого Княжества Литовского связано с развитием этого течения на этнически польских территориях. Первые ложи у наших западных соседей зафиксированы  в 1738 году. Кстати, одна из варшавских лож подчинялась князю Каролю Радзивиллу пане Каханку. В 1774 году масонские организации появляются Полоцке и Могилеве. В 1775 году представители масонских лож Речи Посполитой основали «Товарищество верных друзей», которая вскоре была переименована в ложу «Рыцарей святого Карла».



Молотки масонов





В этой структуре было два командорства: в Варшаве и Вильно (создано 18 ноября 1776 года). Виленским командором был депутат сейма Матей Зынев. Через несколько лет в Вильно уже действовало несколько лож: «Добрый пастырь» (руководитель: поручик артиллерии войск ВКЛ Антоний Годин), «Прилежный литвин» (Матей Зынев), а также «Святыня мудрости» (староста минский Доминик Пшездецкий). В составе этих трех лож было 43 магистра и 14 учеников.



Знаки лож "Прилежный литвин" из Вильно и "Северный факел" из Минска







Печати лож ВКЛ



Позднее была создана еще и женская ложа «Совершенное единство» во главе с великим магистром баронессой Ферзен. Эта организация имела право создавать новые ложи и воспользовалась им в 1781 году, сформировав в Гродно ложу «Счастливое освобождение» во главе с Л. Гужековским. В ней, среди прочих, состоял и 11-й Несвижский ординат Доминик Радзивилл. В это же время великий гетман литовский Михал Огинский получил титул великий провинциальный литовский магистр, а его заместителем был Адам Чарторыйский.




Присяга Тадеуша Костюшко в Кракове





Последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский

В 1784 году ложа с таким же названием («Счастливое освобождение»)  появилась в Несвиже. Представители виленских лож должны были отправлять делегации на «общие сборы», проходившие в Варшаве, однако это не всегда происходило. А вскоре и вовсе случился «бунт», когда представители литовских лож потребовали от поляков внести в масонскую конституцию поправки, позволяющие выбирать наместника на территории ВКЛ на месте. Впрочем, гибель Речи Посполитой и Восстание 1794 года приводят к тому, что деятельность масонов на территории исторической Литвы приостановилась.



Наполеон в Варшаве



Русский император Александр І

Следующий всплеск активности масонских организаций ВКЛ зафиксирован в начале ХІХ века. После поражения Наполеона в России в 1812 году происходит восстановление контактов членов ложи «Прилежный литвин» с польскими коллегами.  30 ноября 1812 года последние вручают коллегам с Востока новую конституцию.



Масонские знаки







Но в апреле 1813 года руководство виленских масонов…обращается к русской ложе святого Владимира в Петербурге с просьбой принять их в свой состав. В своем письме бывшие граждане ВКЛ ссылались на то, что им не по пути с польскими ложами и просили российских коллег принять их под свою опеку. Свое прошение литвины обосновывали еще и тем, что в Российской империи масонство поддерживалось правительством. Но Петербург не проявил большого интереса предложением из бывшей столицы ВКЛ.



Фартуки масонов

В 1816 году в составе ложи «Прилежный литвин» было 114 человек, среди которых было много представителей духовенства, а также профессоров Виленского университета. Через два года магистром ложи был избран Михаил Ромер. Во время Войны 1812 года этот человек был мэром Вильно, а в 1819-1822 гг. исполнял функции маршалка шляхты Виленской губернии. За участия в антиправительственных подпольных организациях был арестован царской полицией и выслан в Воронеж. Умер в 1853 г. Заседания ложи «Прилежный литвин» проходили в личном особняке Ромера в Вильно.



Особняк Михала Ромера в Вильно, фото 1920-х годов





Особняк Михала Ромера в Вильно



Масоны исторической Литвы активно поддерживали развитие искусства и науки в регионе, помогали юным художникам и ученым. В это время ложа из Вильно задумывается о создании «Школы взаимного обучения», где планировалось обучать талантливую молодежь живописи. В 1817 году в недрах виленской ложи появился проект реформы, связанной с ликвидацией крепостного права.



Первоначально предлагалось самим дворянам отказаться от прав на крестьян и дать им свободу. В адрес российского императора была направлена петиция с предложением создания комитета для выработки мер по облегчению экономической ситуации крестьян белорусско-литовских губерний. Но и это предложение виленских «свободных каменщиков» не вызвало интерес у петербургских элит.

5 июня 1816 года в Минске Литовском была создана ложа «Северный факел». Ее основателем был председатель минского суда Ян Ходько. В 1820 году ее магистром стал майор войск Речи Посполитой Доминик Манюшко, а заместителем Аполинарий Ванькович. Минчане отметились своей благотворительной деятельностью. Всего в  этой организации состояло 31 человек.




Печати ложи "Прилежный литвин"

В том же году была возрождена провинциальная литовская ложа «Совершенное единство». Ее члены активно поддерживали развитие науки, финансируя учебу студентов-медиков в Петербурге. Кроме этого, масоны помогали крестьянам и узником царских тюрем. Членом этой организации был друг Адама Мицкевича, уроженец деревни Мясота Молодечненского района Томаш Зан. К слову, этот человек активно интересовался белорусским народным творчеством.

В 1817 году в Вильно из небытия восстала ложа «Добрый пастырь», магистром которой стал знаток греческой и римской литературы, профессор Эрнест Гродек. В 1816 году в Несвиже вновь начала работу ложа «Счастливое освобождение», магистром которой был друг Тадеуша Костюшко, кавалер креста «Виртути Милитари», генерал Кароль Моравский.



Могила генерала Кароля Моравского в деревне Душково под Раковом



В нее также входили: маршалак Слуцкого повета Адам Непокойчицкий, хорунжий Новогрудского повета Иосиф Верещака, маршалак Мозырьского повета Филипп Обухович,  маршалак Игуменского повета Казимир Шемеш, судья Минского апелляционного суда Адам Бохвиц, маршалак Минского повета Кароль Чапский  и другие. Всего в ложе состояло 80 человек.

В 1816 году в Новогрудке была создана ложа «Узел единства», магистром которой был подполковник армии Речи Посполитой Адам Солтан. Членами этой организации были: командир гусарского эскадрона войск Речи Посполитой Якуб Незабытовский, судья Витебского повета Михаил Мацкевич, асессор Слонимского суда Юрий Протасевич, подкоморник Слонимский Казимир Волович и другие. В ложе состояло 34 человека. «Узел единства» активно занимался благотворительностью и помогал бедным крестьянам.

В Гродно, в 1817 году появилась лома «Друзья человечности». Ее основал маршалак Гродненской губернии Каликст Межеевский. В ее рядах состояло 76 человек.



Стоит отметить, что в это время на территории бывшего ВКЛ появился и ряд небольших лож, которые ничем значительным не отметились. Речь идет, прежде всего, о ложах «Гора Табор» в Минске и «Владислав Ягайло» в Слуцке.

Постепенно деятельность масонов на территории бывшей Речи Посполитой начала беспокоить Петербург. В ложах состояло большинство чиновников, богатых и знатных представителей дворянских родов. Мало ли, что придет в голову этим свободолюбивым литвинам? Руководствуясь этими мыслями, в начале 1820 годов царское правительство начинает вмешиваться в работу масонов исторической Литвы.

25 сентября 1831 года собрания «свободных каменщиков» оказались вне закона на территории Королевства Польского. 15 октября того же года состоялось прощальное собрание ложи «Прилежный литвин». 6 декабря 1821 года виленский вице-губернатор Хорн приказал местному полицмейстеру Шлыкову запретить проведение любых масонских собраний. Российская полиция действовала быстро. За письмами, отправленными на имя магистров с уведомлением о прекращении деятельности масонских организаций и прочих тайных обществ, последовали обыски и изъятия архивов лож.

Своё имущество представители ложи «Прилежный литвин» передали Виленскому товариществу благотворительности. Вскоре в Петербург пришла депеша на имя императора, в которой были слова: «От лож литовских и следа не осталось».



Но уничтожить масонство на землях исторической Литвы царским властям не удалось. Уже через несколько лет полиция рапортовала, что «свободные каменщики» продолжают проводить тайные встречи. Появившиеся позднее организации «филоматов» и «филаретов» за образец деятельности также брали законы масонских лож.

«В ответ, жандармы получили полномочия на арест «подпольщиков». Во время Восстания Кастуся Калиновского на территории Беларуси и Литвы в 1863-1864 гг. царские власти вновь встретились с масонами. Сыновья тех, кто в начале ХІХ века состоял в ложах “свободных каменщиков” на территории ВКЛ сохранили символы этой организации и литературу и пытались все это использовать в борьбе с оккупантами.



История масонства на землях Великого Княжества Литовского хранит в себе много тайн. Связано это было и с закрытостью организации и с тем негативным ореолом, который создавался вокруг “вольных каменщиков” за все время существования масонства. Как бы то ни было, эта страница белорусской истории заслуживает внимания не только со стороны исследователей, но также и обычных белорусов, ибо чем глуже мы знаем историю своей страны, тем большими ее патриотами мы становимся.

В материале использованы фото экспонатов выставки «Masoneria. Pro publico bono», проходившей в Национальном музее Польши с 11 сентября 2014 по 11 января 2015 гг. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий