Вампиром в европейской мифологии считался мертвец, который встает из могилы и в облике летучей мыши высасывает кровь из спящих людей. А какими вампиров представляли другие народы?
Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, можно найти практически во всех культурах мира, даже в самых древних. Так, в вавилонской демонологии есть у поминание о Лилу – вампироподобных духах, кровососущие акшары – демонессы, под покровом ночи убивающие новорожденных младенцев и беременных женщин, – встречаются еще в более ранней шумерской мифологии.
Даханаваром в древнеармянской мифологии называли вампира, жившего в горах Ултиш Альто-тэм. Он был великодушен к жителям своих земель и никогда не убивал их, но зато беспощадно расправлялся с чужаками, выпивая их кровь. Существует история, якобы написанная в 1854 году неким бароном Августом фон Аксаусеном, которая рассказывает о двух путешественниках, попавших во владения Даханавара. Зная о «проделках» вампира, путешественники заснули таким образом, чтобы их ноги были подложены под головы друг друга. Обескураженный зрелищем странного существа с двумя головами и без ног, Даханавар покинул эти края, и о нем больше ничего не слышали.
Даханаваром в древнеармянской мифологии называли вампира, жившего в горах Ултиш Альто-тэм. Он был великодушен к жителям своих земель и никогда не убивал их, но зато беспощадно расправлялся с чужаками, выпивая их кровь. Существует история, якобы написанная в 1854 году неким бароном Августом фон Аксаусеном, которая рассказывает о двух путешественниках, попавших во владения Даханавара. Зная о «проделках» вампира, путешественники заснули таким образом, чтобы их ноги были подложены под головы друг друга. Обескураженный зрелищем странного существа с двумя головами и без ног, Даханавар покинул эти края, и о нем больше ничего не слышали.
Портрет графа Дракулы / ©Flickr
В индийской мифологии есть предания о веталах – вампироподобных злых духах, входящих в свиту бога Шивы. Веталы вселяются в мертвецов и заставляют их действовать подобно живым. Труп при этом перестает разлагаться и ходит по миру, словно зомби. Все это веталам нужно не для того, чтобы питаться кровью, мозгом и другими органами человеческой плоти, а... из зависти.
В древнем Китае тоже существовал «аналог» вампира, которого называли Хромающий труп. Правда, питался он не кровью, а жизненной «эссенцией» человека – так называемой энергией ци. Мудрые китайцы как всегда подметили куда больше, нежели европейские народы, и в общем-то попали в точку. Ведь в современной популярной психологии тоже существует термин «вампиризм», который обозначает способность некоторых людей буквально «высасывать» из других их жизненную» силу и энергию. Случалось ли вам когда-нибудь после, казалось бы, невинного общения с каким-нибудь человеком чувствовать серьезную опустошенность, испытывать состояние «выжатого лимона»? Поздравляем. С вами общался психологический «вампир» (о природе этого интересного явления, в основе которого лежат вполне прозаичные причины, мы поговорим в другой раз).
Картина "Вампир", Филипп Бёрн-Джонс, 1897 / ©Flickr
В Риме призраков, сосущих кровь, называли ламиями, эмпузами и лемурами. Среди них – ночная птица Стрикс, питавшаяся человеческой кровью и плотью. Именно от названия этой птицы образовано румынское слово стригой (вампир, ведьма, в которых превращаются повешенные – NS), как и албанское Штрига. Хотя сами мифы об этих существах имеют по большей части славянское происхождение.
Если верить славянским мифам, упырем (вурдалаками вампиров стали называть «с легкой руки» Пушкина, написавшего в 1836 году одноименное стихотворение) мог стать любой, кто был рожден в «рубашке», с зубами и хвостом, кто был зачат в определенные дни, кто умер «неправильной» (неестественной, преждевременной) смертью, кто был отлучен от церкви и над кем были совершены неправильные похоронные ритуалы. Для того чтобы покойник не стал вампиром, в гроб к нему следовало положить распятие, а под подбородок – какой-нибудь предмет (чтобы мертвец не съел похоронный саван). Еще можно было приколотить одежду умершего к гробу или положить туда опилки. Считается, что вампиры страшно любят что-нибудь пересчитывать, поэтому, пока проснувшийся мертвец пересчитывает каждую из этих опилок, он попросту умирает. Вдобавок к этому можно проколоть тело мертвеца шипами или кольями (отсюда традиция вбивать кол в могилу), пригвоздив его таким образом к земле. Еще одно верное и всем известное средство против вампиров – чеснок.
Кадр из к/ф "Ван Хельсинг", граф Дракула / ©Flickr
Уже упомянутый стригой – румынский «вариант» вампира. Он похож на упыря, в том числе, и тем, что был рожден в рубашке или с каким-нибудь изъяном, например, с хвостом или лишним соском. Кроме того, он мог быть рожден слишком рано или умереть «неправильной» смертью. Распознают вампира по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или по положению одной из ступней, если та находится в углу гроба. Поэтому могилы часто были открыты (например, после смерти ребенка еще три года), чтобы можно было проверить покойника на склонность к вампиризму.
Самое известное вампироподобное существо у цыган называют Кали. На самом деле это индийское божество с клыками, увешанное гирляндами трупов и черепов и имеющее четыре руки. Храмы Кали расположены возле тех мест, где проводят кремацию.
Существуют и общие черты вампиров, которые присущи большинству фольклорных традиций. В первую очередь это относится к свойствам самого вампира. Так, все вампиры относительно бессмертны. И хотя убить упыря можно, он никогда не стареет. Вампир обладает сверхъестественной силой и способностями. Труп, по которому можно распознать вампира, имеет здоровый вид и румяную кожу, а еще он совершенно не разлагается
Flight Club
http://flightclubs.blogspot.com/2015/04/vampiry-narodov-mira.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий