Прилетать на честном слове и одном крыле обычно считалось прерогативой советских/украинских штурмовиков. Но у каждого правила есть исключение. В данном случае это американский штурмовик A-10 Thunderbolt II.
|
Самолет проектировался для непосредственной
поддержки пехоты на поле боя и со своей задачей справляется на
"отлично". В первую очередь он предназначался для уничтожения
бронетехники противника. A-10 Thunderbolt II вооружен уникальным орудием -
30-миллиметровой авиационной пушкой GAU-8A, точнее, самолет построен вокруг
нее.
Фото: wikimedia.org
|
И необычная компоновка самолета – следствие
использования этого оружия, чтобы после залпа воздушное судно не разваливалось
в воздухе. Но все равно, несмотря на все ухищрения конструкторов, проблемы
остались. Выяснилось, что при стрельбе из пушки пороховые газы засасываются в
силовую установку и затем откладываются на лопатках вентилятора и компрессора
двигателя.
Фото: .eglin.af.mil
|
Из-за таких отложений после серии в 1000
выстрелов на 1 процент снижается тяга двигателя. После большого количества
выстрелов двигатель терял в мощности до десяти процентов и существенно
возрастала возможность срыва лопаток с компрессора и остановки двигателя.
Поэтому специально для эксплуатации самолета было составлено предписание, гласящее, что стрелять из пушки можно только короткими очередями, а после 2600-3000 выстрелов нужно мыльным раствором удалять сажу с лопаток вентилятора и компрессора. В 1981 году в конструкцию двигателя штурмовика были добавлены запальные устройства, воспламеняющие недогоревшие пороховые частицы.
Изначально мощности 30-миллиметровых снарядов
хватало с избытком для поражения советской бронетехники в верхнюю проекцию. Но
после того как специалисты Уралвагонзавода разработали дополнительные экраны, у
американцев возникли проблемы. Решить их удалось введением в боекомплект
снарядов с урановым сердечником, но после этого каждый выстрел стал буквально
на вес золота.
Фото: makarih-203.livejournal.com
|
Значками обозначено количество уничтоженной техники противника
|
Защита пилота штурмовика рассчитывалась на
противодействие снарядам ЗСУ "Шилка". Титановая капсула держит
23-миллиметровые снаряды чуть ли не в упор, а остекление кабины надежно
защищает от огня крупнокалиберных пулеметов. На защиту было потрачено 1309 кг брони
- больше, чем до этого было на любом другом самолете.
Фото: .pinimg.com
|
Толщина титановой брони "ванны", в
которой расположен пилот, доходит до 38 мм, кроме того, в качестве защиты
служит и сама пушка, расположенная под полом кабины.
Фото: flickr.com
Для большей живучести системы управления гидроприводы дублированы и закрыты специальными экранами. Кроме того, здесь есть ручное резервное управление. Топливные баки, расположенные в фюзеляже, протектированы, но два бака в центральном крыле протектированы только частично. Во время испытаний обстрелом макеты баков штурмовика после попадания 20-миллиметровых снарядов не взрывались.
|
Во время боев в Ираке A-10 Thunderbolt
продемонстрировали высокую живучесть. Машины, по свидетельству авиационных
техников, возвращались на базу с такими повреждениями, которые бы не выдержал
ни один другой самолет.
Например, штурмовик под управлением
женщины-пилота Ким Кемпбелл попал под жесткий огонь противника над Багдадом.
Самолет получил более 150 пробоин, были повреждены обе его гидравлические
системы, но машина смогла дотянуть до базы.
Фото: .airforce.ru
|
Фото: airforce.ru
|
Фото: airforce.ru
|
А вот снимок A-10A Thunderbolt II 81-0967/FT из
23-го крыла 74-го FS, который 2 мая 1999 года получил прямое попадание ракетой
ПЗРК "Стрела-2" в двигатель, но смог долететь до аэродрома.
Фото: airforce.ru
|
Фото: airforce.ru
|
Другому А-10 на снимке практически оторвало
хвост в результате неконтактного подрыва боевой части ракеты ПЗРК
"Игла-1", но самолет также смог благополучно вернуться.
Фото: .airforce.ru
|
Фото: airforce.ru
|
Возможность "висеть" непосредственно
над полем боя и оказывать поддержку своим войскам снискала любовь и уважение
солдат к этой неказистой машине.
Фото: ww2aircraft.ne
|
Американский пилот A-10 Thunderbolt II Эрик
Соломонс, воевавший в Ираке, в одном из своих интервью отметил:
- Есть много самолетов, которые летают намного быстрее, намного выше, но они не смогут находиться над полем боя настолько долго и эффективно, как можем мы.
Кстати, капитан Эрик Соломонс вместе с
лейтенантом Джоном Марксом на двух штурмовиках за один бой смогли уничтожить 10
танков противника.
Фото: wikimedia.org
|
Неудивительно, что в Ираке эти штурмовики
наводили ужас на противника, уничтожая не только танки и пусковые установки
оперативно-тактических ракет "Скад", но и вертолеты. Так, пушечным
огнем в воздухе было сбито два иракских "Ми-8". Генерал армии Мартин
Демпси высоко оценил возможности штурмовика:
- Самолет меняет правила игры. Он уродливый. Он громкий. Но когда он появляется и ты слышишь звук его пушки, все меняется. Это уродливейший и прекраснейший самолет на планете.
Поэтому неудивительно, что когда ВВС США решили
заменить самолет на F-35 Lightning II, у 40-летнего штурмовика нашлось немало
защитников. Ведь продержаться под таким шквальным огнем, который может
перенести A-10 Thunderbolt II, неспособен ни один американский самолет.
Да и тихоходный и бронированный A-10 Thunderbolt II гораздо эффективнее сможет
оказывать поддержку непосредственно на поле боя, чем дорогой и суперсовременный
F-35.
Фото: ru-aviation.livejournal.com
|
Недаром редактор авиационного отдела авторитетного
издания IHS Jane Defence Weekly Гарет Дженнингс заявил, что ни один самолет в
мире не внушает такого страха наземным войскам, как А-10, который может кружить
над полем боя и выбирать цели для уничтожения. Таким образом, являясь хорошим
средством для борьбы, в том числе и с боевиками ИГИЛ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий