Самый богатый человек в Румынии был отправлен в тюрьму за незаконное финансирование президентской кампании 2009 года, пишет для Нового времени Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. Почему эта история показательна для Украины?
Теперь олигарх проведет два с половиной года за решеткой и заплатит штраф. Это не первый случай в Румынии. Национальное антикоррупционное агентство страны давно снискало славу борцов с коррупцией. Независимость и политическая нейтральность агентства сделали его одним из наиболее авторитетных в Румынии. Борцы с коррупцией находятся на третьем месте в государстве по уровню доверия, проигрывая только армии и полиции. Около 63% румын поддерживают действия агентства. Невероятно высокий показатель для нашей страны.
Поэтому эта история очень важна для Украины — в контексте реформ, краеугольным камнем которых должна стать борьба с коррупцией.
Важным элементом в этой борьбе стать запуск Антикоррупционного бюро. Закон о его создании смогли провести через Раду лишь под давлением кредиторов. Потом же, под их давлением, провели необходимые изменения, исправив саботаж депутатов. Саботаж вполне понятный, ибо законодатели не очень хотят оказаться на месте своих румынских коллег.
Осталось сделать маленький шаг – выбрать главу Бюро и запустить процесс. И вот тут вот возникла проблема. Закон, этот образец демократической мысли, прописал наиболее прозрачные условия для выбора главы Антикоррупционного Бюро. Независимая комиссия общественных активистов должна была выбрать из сотен претендентов трех и подать их кандидатуры президенту. И тут случилась заминка. И сейчас речь не о том, что выборы идут слишком долго. И что процесс тормозится проверкой органов. Речь о самих претендентах.
Общественные активисты подошли к процессу отбора с должным рвением. Но, тут вскрылось ключевое отличие людей из бизнеса, сейчас массово делегированных во власть, и общественных активистов. Люди из бизнеса всегда ориентируются на результат. Общественные активисты – на процесс. Это и логично – в бизнесе вам платят за результат. Гранты же в общественной жизни оплачивают сам процесс.
Каким же должен быть результат? Человек, который возглавит Антикоррупционное бюро, должен быть независимым и авторитетным. И он должен пользоваться безусловным доверием. Большим, чем жена Цезаря. Быть вне подозрений. Бороться с коррупцией всегда трудно. В стране, где коррупция стала образом жизни, труднее в разы.
Человек должен быть исключен из всех раскладов предыдущей политической жизни Украины и при этом обладать харизмой и авторитетом. Не серый чиновник, а тот, кто способен создать украинскую легенду. Только в том случае, когда граждане будут понимать, что он готов послать на три буквы и премьер-министра и президента, они смогут доверять и ему, и службе. Доверие к борцам коррупции со стороны населения позволит и самим людям принять участие в ее искоренении. Но для этого у первого лица бюро толерантность к коррупции должна быть нулевой.
Можно ли найти такого человека? Да, но очень сложно. Среди сотен кандидатур таких было 1,5. Это уже привычный представитель грузинского десанта. Частично подходящий. И единственный человек, полностью соответствующий всем критериям – бывший федеральный прокурор США. Все знакомые с системой правосудия США понимают, что толерантность к правонарушениям там нулевая. А приоритет закона – абсолютный. Такой себе современный законник, сглаженный мягкостью современного мира. Который не поймет подмигивания чиновника, не станет отвечать на sms депутата и может зайти в кабинет любого из власти. Просто потому, что так его учили. Но общественные активисты отказали.
Все ли правильно по процедуре делали члены избирательной комиссии. Безусловно. Все было честно. Даже слишком. И при этом формально. Не было нарушено ни единой буквы. Но при этом у нас нет результата. По формальной причине. Возраст. Притом, что 66 лет – это уже давно не старость в том самом цивилизованном мире, куда мы стремимся. В итоге в финал вышла четверка претендентов. Имена трех из них ничего не скажут украинской публике. Что сразу перечеркивает вариант с доверием. И верой в то, что такой человек найдет в себе силы сопротивляться авторитету. Может быть, и может. Но кто поверит в это с чистого листа. А нужна вера. Как никогда нужна.
И фаворитом, конечно, в этой компании выглядит депутат Чумак. Надо сказать, очень приличный депутат. Давно известный на поприще борьбы с коррупцией. И даже не пустивший как-то в Раду героя времен Черновецкого – Довгого. Но достаточно ли этого? Ведь разве может быть депутат, представляющий президентскую политическую силу, независимым. У него же там личные связи, контакты. А даже, если он таким и будет, кто в это поверит. Кто поверит, что товарища премьер-министра арестовывают не потому, что существует конфликт по линии президент-премьер, а потому что тот проворовался? Действия будущего бюро уже сразу будут иметь политически сомнительный характер. А это недопустимо. И кто поверит, что новый глава Антикоррупционного бюро последние годы жил только на депутатскую зарплату?
Окончательное решение еще не принято. И всегда есть шанс исправить допущенные ошибки. Неважно как. Важно понимать, что цена вопроса очень высока. И чьи-то амбиции не должны стать причиной удара под дых для всего проекта украинских реформ. Конечно, если предотвратить такую ошибку не выйдет, то придется с этим жить. Более того, кто бы ни стал новым главой Антикоррупционного бюро, ему понадобится поддержка активной части общества. Но хотелось бы, чтобы мы сразу выбрали наиболее эффективный путь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий