пятница, 10 июля 2015 г.

Как начать летать, хоть на чем-то, самостоятельно


Мое детство прошло среди людей которые все время на чем то летали. Строили, разрабатывали новое и тут же на нем летали. В 5 лет для меня стало открытием, что кто то в этом мире может не летать. К своим 28 годам я успел попробовать почти все на чем можно летать. Хочу поделиться своим опытом и рассказать о доступных возможностях. 

Что бы начать летать у Вас есть такие варианты:



1. Парители (в этой статье)

  • Параплан
  • Дельтаплан
  • Планер



2. Моторный полет (вторая статья)

  • Легкий самолет
  • Мотодельтаплан
  • Паратрайк
  • Парамотор
  • Мотопланер








Принцип парящего полета основан на существовании восходящих потоков воздуха. Как ветер, только прямо вверх. Задача пилота — найти такой поток воздуха и находиться в нем некоторое время что бы набрать высоту, а потом лететь к следующему потоку. И так в цикле. 



Главное преимущество парителей — это полет без использования топлива. Нужна только стартовая энергия для набора начальной высоты. Однако, это и накладывает ограничения. Для взлета нужно где то взять начальную энергию. Взлететь можно или с горы, или с помощью лебедки, или за другим, моторным, летательным аппаратом. 



Одна из основных характеристик любого летательного аппарата — это качество. А для парителей это самая главная характеристика. Эта величина определяет сколько километров можно пролететь снизившись на 1км. Обычно эта величина от 3 до 60. Т.е. находясь на высоте 1000 метров можно пролететь до 60км по прямой. (в абсолютно идеальных условиях и на определенной скорости)



Стереотипы о парящих полетах


  • Летать опасно. 
    Опасно переходить дорогу в не положенном месте т.к. вас может сбить автомобиль. А в воздухе все зависит только от вас.
  • В воздухе можно столкнуться с другим летательным аппаратом или птицей.
    Это возможность существует, но ее вероятность настолько мизерна, что случаи таких столкновений можно пересчитать по пальцам. Один из самых известных — жив, цел, орел. Вероятность столкновения с другим летательным аппаратом зависит от кол-ва этих аппаратов вокруг вас.
  • Очень сложно взлетать и приземляться
    Да, это самая сложная часть полета, но не сложнее чем проехать нерегулируемый перекресток на автомобиле. Однако, тут все зависит от выбранного вами летательного аппарата. Для парапланов и дельтапланов это существенно сложнее чем для планера.
  • Нужно очень долго учиться что бы начать летать самостоятельно
    Учиться нужно, но не больше чем на автомобильных курсах. Даже меньше т.к. в воздухе нет ГАИшников и дорожных знаков. А вот что бы отлететь от места взлета куда-нибудь, уже нужно учиться существенно больше.
  • Без ветра нет полетов
    Ветер практически не связан с возможностью летать. Полет происходит за счет вертикальных воздушных потоков.
  • Без мотора долго и далеко летать нельзя
    На равнине при нормальной погоде можно летать весь световой день. В горах можно летать вечно т.к. существуют потоки обтекания гор. В свой первый летный год, в Киеве, на планере я, однажды, за день налетал 6 часов без перерыва. Можно было и дольше, но сил уже не было.
  • Если в воздухе что то сломается и шансов спастись нет.
    Конструкция настолько проста, что ломаться в ней, при нормальных нагрузках, почти нечему. Электрические системы являются вспомогательными и их отказ не критичен для полета. Ни один прибор не является жизненно необходимым. Взлететь и приземлиться можно вообще без приборов. К тому же, всегда есть спасательный парашют для непредвиденных ситуаций.
  • Это реально экстрим
    Смотря что понимать под экстримом. Вся авиация строится на безопасности полетов и минимизации экстрима. Если вы научились взлетать и тут же полетели по маршруту, то это не экстрим, а дурость. Слушайте опытных пилотов, читайте описание летных происшествий других пилотов и не нарушайте законы аэродинамики, и будете летать безопасно.
  • Это очень дорого
    В реальности это стоит от 50у.е./ мес. Свой летательный аппарат не всегда нужно покупать. Аренда зачастую выгодней.




Параплан





Факты

  • Скорость полета от 20 до 70 км/ч.
  • Конструкция только из ткани. Его прародителем был парашют.
  • Вес пилота от 40 до 130 кг.
  • Вес параплана с оборудованием около 15кг.
  • Рекорд мира на дальность(по ветру) 502км.
  • Рекорд по треугольному маршруту с возвращением на место старта — 118 км.

Плюсы

  • Ощущение свободного полета, когда ветер прямо в лицо.
  • Очень компактен. Помещается в большой рюкзак с которым даже в общественном транспорте можно проехать.
  • Нет волокиты с документами и медкомиссиями.
  • Весьма зрелищно и впечатлительно.
  • Можно летать без посторонней помощи. Взял и полетел. Приземлился где-нибудь, собрал все в рюкзак и поехал на маршрутке домой.
  • Поломать сложно. Можно порвать.
  • Посадка вне аэродрома не проблема. Можно сесть куда угодно.

Минусы

  • Взлет/посадка с ног. Риск травмы.
  • Крыло без труб. Это означает, что теоретически оно может схлопнуться в воздухе. Впрочем, раскрыть его возможно =)
  • Очень маленькая скорость полета. Летать против ветра фактически не реально (за исключение полетов в горах).
  • Взлет только с горы или с помощью буксировки. Взлетать самостоятельно с равнины невозможно.
  • Нет кабины. Чем выше вы летите, тем холоднее.

Бюджет

  • Покататься в тандеме. Стоит около 50$.
  • Обучение проходит на маленьких горках на клубной технике от 50$ в месяц.
  • Себе можно купить б/у за 500-1000$.
  • Спортивный параплан стоит около 2500$.




Рядовой полет на параплане в Крыму




Еще фото парапланов




Дельтаплан





Факты

  • Скорость полета от 30 до 120 км/ч.
  • Треугольной формы, из металлических труб и ткани.
  • Длинна сложенного от 2-х метров (обычно складывают в 6-и метровый пакет). Вес — от 25кг.
  • Вес пилота от 40 до 130 кг.
  • Рекорд мира на дальность(по ветру) 700км.
  • Рекорд по треугольному маршруту с возвращением на место старта — 357км.

Плюсы

  • Ощущение свободного полета, когда ветер прямо в лицо.
  • Легко перевозится автомобилем.
  • Легко ремонтируется.
  • Нет волокиты с документами и медкомиссиями.
  • Лететь против ветра возможно, но сложно.
  • Посадка вне аэродрома не проблема. Можно сесть куда угодно.
  • Можно летать без помощи клуба. Взял и полетел. Но кто то должен вас забрать на машине, если вы приземлитесь вне аэродрома.
  • Спортивные дельтапланы крутят некоторые фигуры высшего пилотажа.
  • Зрелищно.

Минусы

  • Взлет/посадка с ног. Высокий риск травмы.
  • Для взлета нужна или гора или буксировщик. С равнины самостоятельно взлететь невозможно.
  • Большая нагрузка на плечи и спину. Не верьте песне Леонтьева “И как легко моим плечам”. Он явно никогда не таскал дельтаплан на себе.
  • Обучение проходит практически самостоятельно лишь слушая советы инструктора. Тандемные (вдвоем) полеты существуют, но довольно сложны для обучения.
  • Ввиду специфики расположения пилота постоянно приходится напрягать шею.
  • Транспортировка только на авто. Общественным транспортом возможно, но очень сложно.
  • В первые годы налет очень маленький.
  • Легко поломать. Большинство проблем можно устранить самостоятельно, но некоторые детали приходится заказывать у производителя.
  • Нет кабины. Чем выше вы летите, тем холоднее.

Бюджет

  • Разово покататься можно в тандеме. Около 80$.
  • Обучение проходит на клубной технике. Для СНГ порядка 50$/мес.
  • Собственный б/у дельтаплан можно купить за 500$-1000$.
  • Спортивный дельтаплан стоит около 4000$.




Обычный полет в горах








Планера





Факты

  • Металлическая или пластиковая конструкция. Использования ткани — минимально.
  • Самый древний из летательный аппаратов. Любой самолет является ни чем иным, как планером с мотором.
  • Скорость полета от 50 до 300 км/ч.
  • Вес пилота от 50 до 130 кг.
  • Рекорд мира на дальность — 2256.9км 3009км.
  • Рекорд по треугольному маршруту с возвращением на место старта — 1756км.
  • Большие самолеты тоже умеют быть планером. Например раз и два.

Плюсы

  • Безопасный. Человек находится в закрытой кабине. Взлет и посадка происходит на шасси.
  • В этом спорте нет ограничения по возрасту и состоянию здоровья.
  • Доступный для обучения. Много двухместных планеров, на которых и проходит обучение. Управление полностью дублировано у обоих пилотов.
  • Большое кол-во клубов в СНГ, которые существуют благодаря технике и кадрам из СССР.
  • На планерах крутят почти все фигуры высшего пилотажа.
  • Взлет и посадка только с аэродрома или ровного поля. Взлет с горы не практикуется.
  • Далеко и быстро летит. Ветер не особо влияет не возможности планера.
  • Комфортабельность полета. Сидеть в планере комфортнее чем в кресле.

Минусы

  • Во всем мире, кроме СНГ, это элитный и дорогой вид спорта.
  • Посадка вне аэродрома требует хорошо подобранного поля. Сложность с эвакуацией планера, в случае посадки вне аэродрома.
  • Летать без поддержки клуба можно только на планере с мотором.
  • Зрелищно не более чем игра в шахматы. Т.е. если вы понимаете что происходит, то можете восхититьсяБывают исключени.
  • Много работы или денег нужно вкладывать в клуб (аэродром, клубная техника)
  • В СНГ планеризм не поставлен на коммерческие рельсы, поэтому существует за счет энтузиастов и техники из СССР. Соответственно, понятие “клиент” для тех кто хочет научиться летать только формируется.
  • Что бы летать самостоятельно нужно или получать “права” на планер или летать в клубе на клубной технике и вести кучу документации с этим связанной.
  • Есть медкомиссия.
  • Чем дороже планер, тем сложнее и дороже его ремонт.

Бюджет

  • Покататься можно за 80$-100$. Пилотаж с недавнего времени на учебных планерах запрещен, но прошлые 30 лет крутили.
  • В СНГ обучение стоит около 200$/мес + работа по обслуживанию клуба. Чем опытнее пилот, тем дешевле.
    Есть понятие VIP обучения. За 500$/мес можно летать по максимуму и ни на что не отвлекаться.
  • Купить б/у учебный, двухместный планер можно за 4000$-8000$.
  • Спортивный б/у планер без мотора стоит от 10 000$.
  • Планер с мотором стоит от 30 000$ до 400 000$.




Обычный полет на планере








Выводы




Все представленные летательные аппараты полностью зависят от погоды. Перелететь из пунка А в Б сложно. Всегда есть риск приземлиться где-нибудь посередине. Это хобби, которое позволяет ощутить вкус свободного полета и посмотреть на землю с высоты. Парящие полеты не могут наскучить — это каждый раз нестандартная задача.
Хотите летать безопасно, высоко и с комфортом — выбирайте планер.
Хотите экстрима и ветра в лицо — дельтаплан или параплан.
В любом случае, попробовать можно все.



Дополнение к выводам после комментариев.



Безопасный полет — это следование правилам которые написаны в книгах по организации полетов и собственная ответственность за свои поступки. Если вы учитесь летать не читая книг, не изучая принципов аэродинамики и метеорологии, то летать вы будете наугад. И когда-нибудь вам не повезет. Можно летать безопасно на любом летатательном аппарате, если следовать инструкциям по организации полета и предполетной подготовки. На параплане — проще всего нарушить эти правила т.к. существует иллюзорная простота управления и чаще всего нарушаются принципы организации полетов. На планерах вам не дадут начать летать самостоятельно пока у вас не будет гарантированного минимума знаний, который будет подкреплен контрольными полетами с инструктором.



Парапланеризм и дельтапланеризм, как увлечение выходного дня — занятие достаточно безопасное и бюджетное для среднего класса. Однако, на этапе обучения случаются травмы. Как спорт — это экстремальные виды спорта. Это весьма опасно, и только для тех, кто к этому готов.



Планеризм — это не экстремальный вид спорта. Травматизм — футбол во время ожидания погоды. 
Летные происшествия — есть, были, и будут как и не расчетные ситуации в полете. Но это таки соизмеримо с вероятностью автомобильной катастрофы.



А вот ежедневное 12 часовое сидение за компьютером гарантированно приведет к необратимым травмам сердечно-сосудистой системы. Их не видно до поры до времени, а потом, как правило «поздно пить боржоми».

Комментариев нет:

Отправить комментарий