Пока Западные союзники Киева обсуждают форматы помощи, Беларусь активно включилась в перевооружение украинской армии.
Торговлю с обеими сторонами можно списать на экономические интересы Беларуси. Как никак, при выборе между первым и вторым по объемам внешнеэкономическим партнёром хочется сохранить обоих. Но поставки техники двойного назначения, или же просто вооружения — политика совсем другого рода, пишет украинское издание hvylya.net.
Поэтому заявление президента Беларуси о том, что «без американцев в Украине невозможна никакая стабильность…. если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу», не стали шоком.
Да, неожиданно. Но не сам факт, а прямолинейность его подачи и то, что из всего двухчасового интервью именно эта фраза начала рекламироваться пресс-службой президента Беларуси.
Лукашенко за долгую историю «интеграции» с Российской Федерацией прекрасно понимает всю опасность, которую представляет из себя союзник. И как только в Кремле начали поднимать ставки в борьбе за сферы влияния, в Минске поняли — Беларусь будет следующей. Особенно в случае поражения Украины. Тогда Кремлёвские властители уже не скрывая целей, приступят к реанимации СССР (или Российской Империи). В таком формате у Лукашенко есть два варианта: либо стать губернатором края (пусть и с сохранением названия «президент») или исчезнуть.
Таким образом, Лукашенко, кроме выгод успеха Украины, ощутил и опасность. Причём не только для Беларуси, но и для себя лично. Последнее чрезвычайно важно, учитывая характер «уже не последнего диктатора Европы». Что делать? Естественно, помочь Украине. И, что занимательно, пока Западные союзники Киева обсуждают форматы помощи, Минск действует. Да, торгуя. Да, за деньги. Но извините, тот же КРАЗ уже год ждёт от союзников двигатели для промышленного выпуска броневиков. А в ЕС всё думают: стоит ли так дразнить Россию. Это так, лирическое отступление. А дальше голые факты. Которые обошли вниманием журналисты (как в Беларуси, так и в Украине).
Двигатели и автотехника.
Украинскому читателю известно, что страна хоть и большая, но не имеет своего производства двигателей для автотранспорта. В том числе и для бронированных машин. Первые поставки в ВСУ и НГ осуществлялись за счёт «старых запасов». Но уже к середине лета возникла проблема: своих двигателей нет. Россия, естественно, не продаёт. А западные союзники «обсуждают вопросы» поставки силовых установок. И опасаются, что таковые будут использованы для создания вооружений. Такие «опасения и раздумья», к слову продолжаются до сих пор. Вот ответ «диванным стратегам» из Украины почему тот же КРАЗ не завалил части своими машинами. И почему Украина покупала британские броневики. Последние были с движками, контракт включал ремкомплект и завод по ремонту. На основе последнего, кстати, можно в перспективе создать своё производство. Но это планы. А солдатам необходимо было на чём то ездить.
И тут обратим внимание на структуру белорусских поставок. В 2014 году двигатели из Беларуси составили 15% в общих объёмах украинского импорта. Общие объёмы поставок силовых установок выросли с 5,67 млн. долларов (в 2013 году) до 5,85 млн. При этом основной рост наблюдался в графе «другие»: 1,67 млн против 1,1 млн. В эту категорию относятся двигатели для специальной техники. В том числе и военной.
То же самое наблюдается в категории детали и части двигателей. Вновь раздел «другие». И сумма поставок в 2,84 миллиона. Что в 2 раза больше чем за 2013 год.
Дальше-больше. Помните рассказы волонтёров о украденных аккумуляторах с БТР. Как стоявших на складах частей. Так, естественно и на «долгосрочном хранении». Откуда они взялись? В том числе из Беларуси. Начиная с июня и до конца года границу пересекли (только официально) АКБ на сумму 124,6 тыс. долларов. Примечательно, что в 2013 году эта категория товаров не поставлялась вообще.
Электродвигатели и электросиловые установки. Это в том числе и то, что крутит башню БТР и танка. Таковых в 2014 году в Украину продано на сумму 2,19 миллионов. Учитывая суммарные объёмы поставок за 2013 год в аж целых 16 тысяч долларов рост более чем внушительный.
Таким образом, можно утверждать, что значительная часть техники, которую президент Украины торжественно передавал военным имело внутри «белорусский пламенный мотор». В том числе и известные всем «ПИОНЫ», Точки-У. Шасси для этих артиллерийских установок на сегодня в состоянии производить только одно предприятие – Минский завод колёсных тягачей. Немногочисленные белорусы, которые продолжали ездить на автомобиле в Киев отмечали, что всё лето в тёмное время суток по направлению к украинской границе небольшими группами ехали большие автомобили специфического внешнего вида. Увы, структура поставок МЗКТ, особенно военных, находится под грифом секретно. Но зато не является секретом статистика по деятельности Открытых акционерных обществ на сайте Минфина Беларуси. Увы, пока данные доступны лишь за 3 квартала 2014 года. Но и этого достаточно. В условиях обвала российского рынка и паузы в закупках тягачей для «Тополей» МЗКТ демонстрирует удивительную эффективность. Чистая прибыль предприятия за 3 квартал 2014 года превышает суммарную прибыль за весь 2013 год. А в Украине техника на минском шасси поступает на фронт. Увы, с маркетологами МЗКТ не разговаривал. Поэтому на всякий случай скажу — совпадение, господа.
Не совпадением является другое. Минский автомобильный завод активно продаёт грузовики Нацгвардии Украины. Причём в объёмах, превышающих поставки с КРАЗа. В июле 2014 российские СМИ взорвала новость о 44-х новых грузовиках у «украинских карателей». Проходит три месяца и НГ заключает новый контракт на ещё 27 автомобилей и спецтехнику — прицепы для транспортировки бронетехники. Те самые, которые производит упомянутый выше МЗКТ.
Кстати, белорусские производители учли специфику сотрудничества с российскими партнёрами. Летом МЗКТ представило гражданские версии тягачей с 490-сильным мотором ММЗ-WP12.460E5. А через месяц в Абу-Даби выставило военные многоцелевые шасси. В которых использована подвеска и АКПП собственной разработки.
Авиатехника
Война идёт не только на земле. Справедливо и в разрезе беларуско-украинского военного сотрудничества. Долгая работа украинских элит по развалу собственных ВС и ВПК привела к тому, что в стране катастрофически не хватает кадров и мощностей для восстановления (не говоря уже о создании) техники. В том числе авиационной. АН — всё же имеет свою нишу, которая мало пересекается со штурмовой и истребительной авиацией.
Но технологии модернизации и сборки двигателей есть в Беларуси. В частности на 558 авиаремонтном предприятии из Барановичей. С началом украинского кризиса на заводе объявили о возобновлении проекта модернизации самолётов СУ-27 и МИГ-2915. Кроме работы с силовыми установками модернизируется система управления огнём и обнаружения целей. Что позволяет чрезвычайно эффективно работать и по наземным объектам. С 2010 по 2014 гг. для иностранных заказчиков были модернизированы 4 МИГ 29 и 10 СУ-27. Украина, естественно, имеет свои авиаремонтные мощности. Но количество заказов на том же львовском авиаремонтром заводе исчислялось единицами. В случае войны главное скорость работ и качество.
А дальше просто факт или «совпадения». В декабре 2014 и январе 2015 украинские СМИ сообщали о передаче армии восстановленных самолётов МИГ-29. Это парадоксальным образом совпало с сообщением руководства 558 АРЗ о том, что тот в 2014 году за 66 млн. долларов «ремонтировал для иностранных заказчиков МиГ-29»16. Это, заметим, кроме беларуских заказов. Ремонт для ВВС России беларуские СМИ не скрывают под термином «иностранные». Возможно, это лишь допущение автора. А временные совпадения — действительно совпадения. Но есть ещё два факта. Они содержатся в открытом доступе. Статистика по торговле товарами и услугами. И вот, странно, Република Беларусь оказала Украине услуг «по ремонту» в 2,4 раза больше, чем в 2013 году. Сумма контрактов — 11 млн. долларов17. Сюда же можно добавить часть из 3,4 млн. за компьютерные и информационные услуги (перепрограммирование и модернизация систем наведения относится к данной категории) и часть из 98 миллионов долларов «деловых» услуг. Посредничество при покупке техники и комплектующих – одна из составляющих данной категории.
И, наконец, торговый баланс. Беларусь в кои то веки начала продавать Украине «летательные аппараты» и части к ним. За 2014 год сумма завершённых контрактов превысила 5 млн. долларов. А за первый квартал 2015 — уже 3,997 миллиона. Для справки – объемы поставки по этой категории в 2013 г — 12 тысяч долларов США.
Идём далее. Категория «радиолокационные и радионавигационные устройства» — рост объёмов поставок в 2 раза по сравнению с 2013 г. Правда, тут в большинстве своём это аппаратура дистанционного управления.
И эта графа, как и летательные аппараты возможно означает ещё одно направление. Беларусь — один из региональных лидеров по разработке и производству беспилотных летательных аппаратов. Тот же 558 завод производит и продаёт (в том числе на внешние рынки) БЛПА «Гриф-1». А в 2014 представил ещё две новинки. Комплекс бортовой аппаратуры индивидуальной радиотехнической защиты «Сателлит», позволяющий защищать летательные аппараты всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием, а также носитель авиационных средств поражения НАСП Модуль-А. Если аналогичная техника «украинской разработки» будет в ближайшие месяцы представлена президентом Порошенко — особо не удивлюсь.
Ну и чтобы завершить авиационную тематику поговорим о турбовинтовых и турбореактивных двигателях. Эти товары уже Украина продавала Беларуси. Сумма контрактов — 12,39 млн. долларов. Для сравнения в 2013 году — 122 тысячи. Естественно, что основным покупателем выступал оршанский актив «Мотор Сич». Там производится ремонт и восстановления в том числе пострадавшей на Донбассе техники. Причём без особой маскировки. Корреспондент одного из независимых интернет-порталов не только побывал на предприятии, но и сфотографировал МИ-24 с характерными повреждениями и тактическим знаком ВВС Украины на борту. Хотя, это тоже совпадение. Для российских читателей. Вертолёт заблудился. И упал. А сердечные белорусы решили его восстановить — грех добру пропадать!
Кстати вертолётов будет столько, что тот же 558 завод объявил о планах отремонтировать и восстановить «14 МиГ-29 (УБ) и девять Ми-24 в интересах иностранных заказчиков». То есть заняться ремонтом и вертолётов — на стапелях в Орше уже места не хватает. Кроме того тот завод более разумно использовать для производства новой «полностью украинской» техники.
Таким образом, пока западные союзники Украины думали вооружать ли Киев в войне с Россией, «союзник» России реально помогал новой украинской власти. Причём суммы этой помощи измеряются десятками (если не сотнями) миллионов долларов. Внушительно, учитывая размеры самой Республики Беларусь.
С другой стороны это лишнее свидетельство того, что Лукашенко всерьёз ставит на военный успех Украины. Как и свидетельство того, что в Кремле задумываются о смене власти в Минске. Уж очень странный «союзник» получается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий